Образован совет по межнациональным отношениям. О совете при президенте российской федерации по межнациональным отношениям Комиссия по межнациональным отношениям при президенте рф

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ - совещательный и консультативный орган при главе государства. Образован 5 июня 2012 г. во исполнение указа Владимира Путина от 7 мая 2012 г. "Об обеспечении межнационального согласия".

Совет готовит для президента предложения по определению и развитию приоритетных направлений государственной национальной политики, обеспечивает взаимодействие различных органов государственной власти и общественных объединений в сфере ее реализации; проводит экспертизу законодательных норм, затрагивающих вопросы национальной и миграционной политики.

Председатель Совета по межнациональным отношениям - президент РФ Владимир Путин. Его заместители: Вячеслав Володин, первый заместитель руководителя Администрации президента РФ, и Александр Хлопонин, заместитель председателя правительства РФ. Ответственный секретарь - Магомедсалам Магомедов, заместитель руководителя Администрации президента РФ.

Заседания Совета по межнациональным отношениям проходят раз в полгода. Решением текущих вопросов занимается его президиум, который возглавляет ответственный секретарь Совета. Президиум состоит из председателей постоянных комиссий и их заместителей. Три сопредседателя президиума, один из которых подлежит ротации через каждые шесть месяцев, утверждаются решением председателя Совета.

В составе Совета 48 человек, в том числе 24 представителя национально-культурных автономий и других организаций народов РФ, деятели научного и экспертного сообщества, министры российского правительства, депутаты Государственной думы и др. Все они принимают участие в его работе на общественных началах.

9 июня 2012 г. на встрече Владимира Путина с членами Совета президент призвал сделать его "площадкой для профессиональной дискуссии, для выработки стратегических содержательных решений в сфере национальной политики".

24 августа 2012 г. в Саранске прошло первое официальное заседание Совета. Президент сформулировал основные направления его работы. Главное - это утверждение России как уникальной мировой цивилизации, для которой характерно этническое и конфессиональное многообразие. Вместе с тем необходимо укрепление гражданского единства многонационального народа России, гармонизация межнациональных отношений и предотвращение межэтнических конфликтов. Также важно обеспечить успешную интеграцию и адаптацию в российском обществе внешних и внутренних мигрантов.

19 февраля 2013 г. в Москве, в помещении Еврейского музея и Центра толерантности, члены Совета обсудили планы реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 г. (документ был подписан 19 декабря 2012 г.).

22 октября 2013 г. встреча в Уфе была посвящена реализации государственной национальной политики в субъектах РФ и социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, участию местных органов власти в этом процессе.

3 июля 2014 г. очередное заседание Совета прошло в Москве. Основная тема заседания - усиление роли культуры, языкового и исторического образования в укреплении национального единства, гражданском и патриотическом воспитании молодежи.


7 июня 2012 года Владимир Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям».

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям

1. Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям (далее – Совет) является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики РФ.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом РФ.

4. Основными задачами Совета являются:
а) рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики РФ, определение способов, форм и этапов её реализации;
б) обсуждение практики реализации государственной национальной политики РФ;
в) подготовка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной национальной политики РФ;
г) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и научных организаций;
б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных организаций и других лиц;
в) привлекать в установленном порядке к работе Совета специалистов, в том числе на договорной основе;
г) направлять членов Совета для участия в проводимых общественными объединениями, научными и другими организациями, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления мероприятиях, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся межнациональных отношений;
д) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
е) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент РФ.

В состав Совета могут входить представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций.

7. Совет в соответствии с возложенными на него задачами может создавать из числа своих членов, а также из числа привлечённых к его работе специалистов, не входящих в состав Совета, постоянные и временные комиссии (рабочие группы).

Руководители комиссий (рабочих групп) и их состав определяются председателем Совета.

8. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета, возглавляемый председателем Совета.

В состав президиума Совета входят заместители председателя Совета, ответственный секретарь и другие члены Совета. Персональный состав членов президиума Совета подлежит ежегодной ротации.

9. Президиум Совета:
а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;
б) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с реализацией решений Совета;
в) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере межнациональных отношений;
г) рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета.

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета, а также решение текущих вопросов деятельности Совета осуществляет ответственный секретарь Совета.

11. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Заседания Совета и президиума Совета ведёт председатель Совета либо заместитель председателя Совета.

12. Заседание Совета считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются, как правило, при общем согласии его членов. По решению председательствующего на заседании может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

13. Решения Совета и президиума Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения и указания Президента РФ.

Обеспечение координации действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации решений Совета возлагается при необходимости на Межведомственную рабочую группу по вопросам межнациональных отношений.

14. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планами, утверждаемыми Президентом РФ.

15. Совет имеет собственный бланк.

16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента РФ и Управление делами Президента РФ.



Состав Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям:

Путин В.В. – президент РФ (председатель Совета);

Володин В.В. – первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ (заместитель председателя Совета);

Козак Д.Н. – заместитель председателя Правительства РФ (заместитель председателя Совета);

Зенькович П.С. – заместитель начальника Управления Президента РФ по внутренней политике (ответственный секретарь Совета);

Абдулатипов Р.Г. – председатель совета Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России»;

Абрамян А.А. – президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России»;

Алавердов И.Н. – президент Федеральной ассирийской национально-культурной автономии;

Безпалько Б.А. – председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия "Украинцы России"»;

Водолацкий В.П. – атаман войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское»;

Ганичев В.Н. – заместитель главы Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор»;

Гильмутдинов И.И. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар;

Говорун О.М. – министр регионального развития;

Гринь В.Я. – заместитель Генерального прокурора;

Деметер Н.Г. – президент регионального совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган;

Джараштиев И.А. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии карачаевцев России;

Долуда Н.А. – атаман Кубанского войскового казачьего общества;

Дробижева Л.М. – руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН;

Дусенбаев Т.К. – президент Федеральной национально-культурной автономии казахов России;

Журавлёв А.А. – председатель Общероссийской общественной организации «Родина – Конгресс русских общин»;

Зорин В.Ю. – председатель Общественного совета Московского дома национальностей;

Казаков В.Н. – председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России;

Керимов А.П. – президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии;

Киричук С.М. – председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Куценко Г.К. – президент Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан»;

Ливанов Д.В. – министр образования и науки;

Мартенс Г.Г. – президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев;

Мединский В.Р. – министр культуры;

Мельников И.И. – первый заместитель председателя Государственной Думы;

Михайлов В.А. – заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;

Мулиуолис А.А. – председатель Федеральной национально-культурной автономии литовцев РФ;

Островский М.В. – первый заместитель секретаря Общественной палаты;

Паскачев А.Б. – председатель высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа»;

Патиев Ф.А. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии курдов РФ;

Петров Ю.А. – директор Института российской истории РАН;

Романова Г.Б. – председатель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России»;

Ромодановский К.О. – директор ФМС России;

Саввиди И.И. – президент Федеральной национально-культурной автономии греков России;

Садыков С.К. – президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России;

Сафаралиев Г.К. – председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей;

Сванидзе Н.К. – председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести;

Скоблионок М.А. – президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии;

Соколов А.В. – руководитель межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты по международному сотрудничеству и общественной дипломатии;

Тишков В.А. – директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН;

Торшин А.П. – первый заместитель председателя Совета Федерации;

Трутнев Ю.П. – помощник президента;

Тултаев П.Н. – председатель совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов РФ»;

Фёдоров Г.С. – президент Федеральной национально-культурной автономии чувашей России;

Харючи С.Н. – президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

Хубутия М.М. – президент Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России»;

Цо В.И. – президент Общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев»;

Шевченко М.Л. – президент Региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира».

Образован Совет по межнациональным отношениям

Владимир Путин подписал Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям».

Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям

1. Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям (далее – Совет) является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

4. Основными задачами Совета являются:

а) рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации;

б) обсуждение практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации;

г) обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.

5. Совет для решения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и научных организаций;

б) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных объединений, научных организаций и других лиц;

в) привлекать в установленном порядке к работе Совета специалистов, в том числе на договорной основе;

г) направлять членов Совета для участия в проводимых общественными объединениями, научными и другими организациями, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мероприятиях, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся межнациональных отношений;

д) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

е) использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации.

6. Совет формируется в составе председателя Совета, заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

В состав Совета могут входить представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций.

7. Совет в соответствии с возложенными на него задачами может создавать из числа своих членов, а также из числа привлечённых к его работе специалистов, не входящих в состав Совета, постоянные и временные комиссии (рабочие группы).

Руководители комиссий (рабочих групп) и их состав определяются председателем Совета.

8. Для решения текущих вопросов деятельности Совета формируется президиум Совета, возглавляемый председателем Совета.

В состав президиума Совета входят заместители председателя Совета, ответственный секретарь и другие члены Совета. Персональный состав членов президиума Совета подлежит ежегодной ротации.

9. Президиум Совета:

а) предлагает вопросы для обсуждения на заседаниях Совета;

б) обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с реализацией решений Совета;

в) решает организационные и иные вопросы, связанные с осуществлением информационно-аналитических и экспертных работ в сфере межнациональных отношений;

г) рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета.

10. Подготовку и организацию проведения заседаний Совета и президиума Совета, а также решение текущих вопросов деятельности Совета осуществляет ответственный секретарь Совета.

11. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета.

Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Заседания Совета и президиума Совета ведёт председатель Совета либо заместитель председателя Совета.

12. Заседание Совета считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются, как правило, при общем согласии его членов. По решению председательствующего на заседании может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.

13. Решения Совета и президиума Совета оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения и указания Президента Российской Федерации.

Обеспечение координации действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций по реализации решений Совета возлагается при необходимости на Межведомственную рабочую группу по вопросам межнациональных отношений.

14. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планами, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

15. Совет имеет собственный бланк.

16. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации.

Состав Совета по межнациональным отношениямНачало формы

По состоянию на 26.06.2014

Путин В.В. – Президент Российской Федерации (председатель Совета)

Володин В.В. – первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (заместитель председателя Совета)

Магомедов М.М. – заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Совета)

Хлопонин А.Г. – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)

Абрамян А.А. – президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России» (по согласованию)

Алавердов И.Н. – президент Федеральной ассирийской национально-культурной автономии (по согласованию)

Безпалько Б.А. – председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» (по согласованию)

Брод А.С. – координатор Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» (по согласованию)

Водолацкий В.П. – депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Ганичев В.Н. – заместитель главы Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор» (по согласованию)

Гильмутдинов И.И. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар (по согласованию)

Гринь В.Я. – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (по согласованию)

Деметер Н.Г. – президент регионального совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган (по согласованию)

Долуда Н.А. – атаман Кубанского войскового казачьего общества (по согласованию)

Дробижева Л.М. – руководитель Центра исследования межнациональных отношений федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук

Дусенбаев Т.К. – президент Федеральной национально- культурной автономии казахов России (по согласованию)

Журавлев А.А. – председатель Общероссийской общественной организации «РОДИНА – Конгресс Русских Общин» (по согласованию)

Зорин В.Ю. – председатель Общественного совета Московского дома национальностей (по согласованию)

Казаков В.Н. – председатель Федеральной национально-культурной автономии белорусов России (по согласованию)

Керимов А.П. – президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (по согласованию)

Киричук С.М. – председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (по согласованию)

Куценко Г.К. – президент Межрегиональной общественной организации «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (по согласованию)

Ледков Г.П. – президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (по согласованию)

Ливанов Д.В. – Министр образования и науки Российской Федерации

Магеррамов А.Р. – президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России (по согласованию)

Мартенс Г.Г. – президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев (по согласованию)

Мединский В.Р. – Министр культуры Российской Федерации

Мельников И.И. – Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Михайлов В.А. – заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Паскачев А.Б. – председатель высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа» (по согласованию)

Патиев Ф.А. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации (по согласованию)

Петров Ю.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт российской истории Российской академии наук

Романова Г.Б. – председатель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» (по согласованию)

Ромодановский К.О. – директор ФМС России

Саввиди И.И. – президент Федеральной национально-культурной автономии греков России (по согласованию)

Сафаралиев Г.К. – председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей (по согласованию)

Сванидзе Н.К. – председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести (по согласованию)

Соколов А.В. – заместитель губернатора Костромской области (по согласованию)

Слюняев И.Н. – Министр регионального развития Российской Федерации

Тишков В.А. – директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук

Торшин А.П. – первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Тултаев П.Н. – председатель совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» (по согласованию)

Федоров Г.С. – президент Федеральной национально-культурной автономии чувашей России (по согласованию)

Хубутия М.М. – президент Общероссийской общественной организации «Союз грузин в России» (по согласованию)

Цо В.И. – президент Общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» (по согласованию)

Шевченко М.Л. – президент Региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира» (по согласованию)

Штернфельд В.Д. – президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии (по согласованию)

Юцайтис С.П. – председатель совета Федеральной национально-культурной автономии литовцев Российской Федерации (по согласованию)

В 2016 году Совет по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации (далее – Совет) продолжил работу по обеспечению взаимодействия федеральных и региональных органов власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики страны.

Выступая на заседании Президиума Совета 15 декабря, Ответственный секретарь Магомедсалам Магомедов подвел итоги работы совещательного органа в уходящем году.

«Мы с вами продолжили решать основную нашу задачу – обеспечение стабильного положительного состояния межнациональных отношений в целях безопасного и комфортного самочувствия всех россиян, всех наших граждан различной национальности, – подчеркнул он. – В этой связи в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, поручений главы государства продолжили работу по широкому спектру задач, в том числе по повышению эффективности государственного управления в сфере межнациональных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровне; внедрению системы государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений; сдерживанию влияния радикальных националистических и религиозных течений, особенно в молодежной среде и среди мигрантов; минимизации иностранного влияния на деятельность российских некоммерческих организаций и недопущению использования этнического фактора для дестабилизации внутриполитической обстановки в стране в условиях «выборного» периода».

М.Магомедов с удовлетворением отметил, что почти 80 % россиян считают отношения меж­ду людьми разных нацио­нальностей доброжелательными или нормальными, в то время как несколько лет назад такую оценку давали только 55 % граж­дан. По данным соцопросов, снизился и процент респондентов, отмечающих возможность конфлик­тов на национальной почве (2014 г. – 19,8 %, 2015 г. – 17,9 %, 2016 г. – 17,1 %).

Ответственный секретарь Совета отдельно коснулся главного внутриполитического события 2016 года – выборов в Государственную Думу.

«Благодаря взвешенной позиции руководства основных политических партий удалось избежать политизации национальной темы, предотвратить попытки дестабилизации обстановки и на межэтнической почве. Большую роль здесь сыграли также лидеры федеральных национально-культурных автономий и национальных общественных объединений, которые в текущем году были активно вовлечены в реализацию национальной политики», – отметил М.Магомедов.

Выступающий напомнил, что на сегодняшний день в России зарегистрировано более 1200 национально-культурных автономий. В 2016 году было создано еще 86 новых организаций. Помимо традиционно активных с этой точки зрения народов (немцы, евреи, татары, армяне и азербайджанцы), заинтересованность в создании автономий проявили убыхи, езиды, ингуши, китайцы, корейцы и другие. В этой связи в Совете по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации создана рабочая группа по совершенствованию федерального законодательства, регулирующего деятельность национально-культурных автономий, а при Комитете Государственной Думы по делам национальностей сформирован Совет руководителей федеральных национально-культурных автономий.

На протяжении всего года комиссиями Совета осуществлялась деятельность, направленная на достижение целей и решение задач в области национальной политики. На мероприятиях, организованных структурными подразделениями Совета, обсуждалась практика реализации государственной национальной политики. Были подготовлены рекомендации Президенту РФ по определению приоритетных направлений в сфере межнациональных отношений, предприняты конкретные шаги по обеспечению взаимодействия между властью и обществом в указанном дискурсе.

В частности, Комиссией по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений под руководством В.Ю.Зорина была проведена работа, направленная на совершенствование системы мониторинга профилактики и предупреждения конфликтных ситуаций.

18 марта на заседании комиссии в Московском доме национальностей была заслушана информация о работе Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России). В решении, принятом по итогам заседания, в целом была одобрена деятельность ФАДН России по созданию государственной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Комиссия рекомендовала вести ее разработку при тесном сотрудничестве с мониторинговыми центрами научных и общественных организаций и с учетом их опыта.

28 сентября в Общественной палате РФ прошло совместное заседание комиссий по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, по мониторингу и разрешению конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений Совета и ФАДН России. Была отмечена необходимость налаживания сотрудничества с национально-культурными автономиями, землячествами, представителями религиозной общественности, социально ориентированными некоммерческими организациями посредством включения их в процессы этнокультурного развития и раннего предупреждения конфликтов. Участники совещания подчеркнули важность повышения качества профессиональной подготовки кадров, ответственных за работу в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений в регионах.

Деятельность Комиссии по вопросам исторического образования и просвещения под председательством Ю.А.Петрова в 2016 году была сконцентрирована на экспертно-аналитическом сопровождении реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Вызывают интерес научно-исследовательская программа подготовки многотомного академического издания «История России» (поручение Президента Российской Федерации от 05.04.2013 № Пр-757), научно-исследовательский проект «История Крыма» (поручение Президента Российской Федерации от 05.11.2014 № Пр-2878), разработка историко-культурного стандарта и линейки учебников «История России» для средней школы (поручение Президента Российской Федерации от 17.03.2013 № Пр-541).

В ходе реализации научно-исследовательского и издательского проекта «Акты Российского государства. Государственные и корпоративные архивы России ХШ - XVII веков» комиссией был сформирован Научно-координационный совет и определены направления работы на 2017–2019 годы.

В течение 2016 года члены Комиссии по вопросам исторического образования и просвещения приняли участие в ряде важных мероприятий федерального и регионального уровня в области национальной политики. В рамках совещаний и семинаров было установлено тесное взаимодействие с региональными научными и научно-образовательными центрами и некоммерческими организациями: Российским историческим обществом, Российским научным фондом, Российским гуманитарным научным фондом. 21 ноября члены комиссии в качестве экспертов приняли участие в заседании Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты РФ, на котором обсуждался проект федерального закона № 1184180-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

В свою очередь Комиссия по миграционным вопросам под руководством А.Б.Паскачева в течение отчетного периода провела шесть заседаний. В частности, 10 июня в Ростове-на-Дону члены комиссии совместно с представителями федеральных и региональных органов власти участвовали в обсуждении вопросов по актуальной теме «Адаптация и интеграция мигрантов из Украины. Проблемы, решения». 29 сентября на расширенном заседании комиссии состоялась торжественная церемония награждения молодых ученых, аспирантов и студентов за лучшую работу в области миграции. 21 октября члены комиссии посетили Пермский миграционный центр с целью освоения опыта миграционной политики в крае.

В течение отчетного периода Комиссией по миграционным вопросам были организованы два круглых стола по темам «О возможности проведения амнистии отдельных категорий мигрантов с неурегулированным правовым статусом с учетом международного опыта», «Реализация Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» и всероссийская научно-практическая конференция на тему «Внутренняя и внешняя трудовая миграция в России: правовые, социальные и экономические эффекты».

Члены Комиссии по вопросам сохранения и развития культурного и языкового многообразия народов России , возглавляемой П.Н.Тултаевым, в 2016 году осуществляли деятельность в рамках подготовки мероприятий, посвященных Дню народного единства.

В ходе заседаний Комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи под председательством В.П.Водолацкого 17 февраля, 22 июня и 13 декабря 2016 года были приняты решения по целому ряду актуальных вопросов в сфере компетенции данного структурного подразделения Совета. В частности, комиссия поддержала деятельность Российского студенческого спортивного союза, направленную на улучшение физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в целях гармонизации межнациональных отношений и формирования гражданской идентичности в студенческой среде с учетом региональных особенностей, а также деятельность Волгоградской региональной общественной организации «Казачий этнокультурный комплекс «Наследие» и других образовательных организаций, занятых в сфере воспитания патриотизма и уважительного отношения к традициям и культуре народов России. Комиссией был поддержан патриотический проект «Спасибо за все». В рамках смены «Молодые специалисты в области межнациональных отношений» Всероссийского образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» члены комиссии рекомендовали ФАДН России организовать площадку Всероссийского межнационального союза молодежи «Я гражданин Российской Федерации». В течение года комиссия вела работу по ускорению принятия закона о патриотическом воспитании граждан России, также эксперты комиссии выступили с предложением поддержать возрождение традиций куначества.

В ходе заседаний Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики (руководитель – А.А.Абрамян) в 2016 году были рассмотрены актуальные вопросы реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Развитие получила деятельность Дискуссионного клуба Комиссии, которая охватила более 40 регионов страны, включая Бурятию, Якутию, Чеченскую Республику и Алтайский край. Тематика 11 заседаний, проведенных на этой площадке, отражает первоочередные задачи реализации национальной политики на федеральном и региональном уровне.

В 2016 году Комиссией по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики были проведены круглые столы с привлечением широкой общественности. На них обсуждались проблемы развития народной дипломатии как эффективного инструмента укрепления межнационального согласия. Кроме того, в течение отчетного периода комиссией был запущен новый телевизионный проект – передача «Авторитетное мнение».

Комиссией на регулярной основе один раз в два месяца выпускается информационный бюллетень, где содержится информация об основных документах и центральных событиях и мероприятиях в области реализации государственной национальной политики в Российской Федерации, публикуются новости законотворчества в сфере национальной политики на федеральном и региональном уровнях, результаты аналитических и мониторинговых исследований, социологических опросов, отражающих динамику межнациональных отношений в России, анонсы предстоящих событий.

Активная деятельность комиссий и достигнутые результаты вселяют надежду на продолжение плодотворной работы Совета в наступающем 2017 году. Вместе с тем, как отметил Ответственный секретарь Совета М.Магомедов, конфликтогенный потенциал в сфере межнациональных отношений в России еще достаточно высок. Этому способствуют рост внешнеполитической напряженности и эскалация вооруженных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в Закавказье и других регионах мира. «Они носят в первую очередь межрелигиозный и межэтнический характер. Деструктивными силами осуществляются попытки также использовать многонациональность России для дестабилизации и внутриполитической ситуации», – подчеркнул М.Магомедов.

Кроме того, сферу межнациональных отношений не могут не затронуть социально-экономической сложности в стране, вызванные кризисными явлениями в мировой экономике и управляемым давлением ряда зарубежных стран. Так, по данным опросов ВЦИОМ, число жителей страны, уверенных в существовании народного единства, в этом году снизилось на 10% по сравнению с показателем предыдущего года и составило 44%, а число сограждан, уверенных в отсутствии его, увеличилось на 9% и составило те же 44 %.

«Эти цифры, а также иные замеры, подтверждающие обеспокоенность граждан России текущей экономической ситуацией, предупреждают о возможном изменении настроений общества в ближайший период и требуют внимательных подходов к реализации государственной национальной политики и скорейшего ввода в эксплуатацию государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций», – отметил М.Магомедов, добавив, что данная система, разработанная ФАДН России, уже начала работать в тестовом режиме в 84 субъектах Российской Федерации и демонстрирует положительные результаты в сфере предупреждения эскалации межнациональных конфликтов.

«Уверен, однако, что потенциал упрочения народного единства весьма велик», – резюмировал Ответственный секретарь Совета, выразивший надежду, что этому будет способствовать и принятие закона о российской нации, подготовку которого возьмет на себя специальная рабочая группа Совета, в состав которой войдут опытные квалифицированные эксперты и научные работники.

) в 07:53 UTC (1450619 минут назад).
Администраторам: ссылки сюда , .

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям - консультативный орган при Президенте Российской Федерации , созданный для обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики .

Цель Совета - совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений . В состав совета вошло около 50 человек, в том числе - главы национальных диаспор.

  • рассмотрение концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации;
  • обсуждение практики реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  • подготовка предложений Президенту Российской Федерации по определению приоритетных направлений государственной национальной политики Российской Федерации;
  • обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций по вопросам межнациональных отношений.
  1. Путин В.В. - Президент Российской Федерации (председатель Совета)
  2. Володин В. В. первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
  3. Магомедов М. М. заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации (ответственный секретарь Совета)
  4. Хлопонин А. Г. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)
  5. Абрамян А. А. президент Общероссийской общественной организации «Союз армян России»
  6. Азаров Д. И. председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
  7. Алавердов И. Н. президент Федеральной ассирийской национально-культурной автономии
  8. Баринов И. В. руководитель ФАДН России
  9. Безпалько Б. А. председатель правления Общероссийской общественной организации "Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России»
  10. Билялов Э. президент региональной общественной организации "Общество крымских татар «Инкишаф»
  11. Брод А. С. председатель координационного совета Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека»
  12. Водолацкий В. П. депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  13. Ганичев В. Н. заместитель главы Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор»
  14. Гильмутдинов И. И. председатель совета Федеральной национально-культурной автономии татар
  15. Гринь В. Я. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
  16. Деметер Н. Г. президент регионального совета Федеральной национально-культурной автономии российских цыган
  17. Дискин И. Е. председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений
  18. Долуда Н. А. атаман Кубанского войскового казачьего общества
  19. Дробижева Л. М. руководитель Центра исследования межнациональных отношений федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук
  20. Дусенбаев Т. К. президент Федеральной национально- культурной автономии казахов России
  21. Журавлев А. А. председатель Общероссийской общественной организации «РОДИНА - Конгресс Русских Общин»
  22. Зорин В. Ю. председатель Общественного совета Московского дома национальностей
  23. Кандыбович С. Л. председатель общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия Белорусов России»
  24. Керимов А. П. президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии
  25. Куценко Г. К. президент Межрегиональной общественной организации "Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан»
  26. Ледков Г. П. президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»
  27. Ливанов Д. В. Министр образования и науки Российской Федерации
  28. Магеррамов А. Р. президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России
  29. Мартенс Г. Г. президент Федеральной национально-культурной автономии российских немцев
  30. Мединский В. Р. Министр культуры Российской Федерации
  31. Мельников И. И. Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
  32. Михайлов В. А. заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
  33. Паскачев А. Б. председатель высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа»
  34. Патиев Ф. А. председатель совета Федеральной национально-культурной автономии курдов Российской Федерации
  35. Петров Ю. А. директор федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт российской истории Российской академии наук
  36. Романова Г. Б. председатель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России»
  37. Ромодановский К. О. директор ФМС России
  38. Саввиди И. И. президент Федеральной национально-культурной автономии греков России
  39. Сафаралиев Г. К. председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей
  40. Тишков В. А. научный руководитель федерального государственного бюджетного учреждения науки Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
  41. Тултаев П. Н. председатель совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации»
  42. Умаханов И. М.-С. заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
  43. Федоров Г. С. президент Федеральной национально-культурной автономии чувашей России
  44. Цо В. И. президент Общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев»
  45. Шевченко М. Л. президент Региональной общественной организации содействия в изучении культурных, общественных и религиозных процессов в контексте современной политики «Центр стратегических исследований религий и политики современного мира»
  46. Штернфельд В. Д. президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии
  47. Юцайтис С. П. председатель совета Федеральной национально-культурной автономии литовцев Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям"

Примечания

Отрывок, характеризующий Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям

– Именно от этого, мой милый. Voyez vous, mon cher: [Видите ли, мой милый:] ура! за царя, за Русь, за веру! Tout ca est bel et bon, [все это прекрасно и хорошо,] но что нам, я говорю – австрийскому двору, за дело до ваших побед? Привезите вы нам свое хорошенькое известие о победе эрцгерцога Карла или Фердинанда – un archiduc vaut l"autre, [один эрцгерцог стоит другого,] как вам известно – хоть над ротой пожарной команды Бонапарте, это другое дело, мы прогремим в пушки. А то это, как нарочно, может только дразнить нас. Эрцгерцог Карл ничего не делает, эрцгерцог Фердинанд покрывается позором. Вену вы бросаете, не защищаете больше, comme si vous nous disiez: [как если бы вы нам сказали:] с нами Бог, а Бог с вами, с вашей столицей. Один генерал, которого мы все любили, Шмит: вы его подводите под пулю и поздравляете нас с победой!… Согласитесь, что раздразнительнее того известия, которое вы привозите, нельзя придумать. C"est comme un fait expres, comme un fait expres. [Это как нарочно, как нарочно.] Кроме того, ну, одержи вы точно блестящую победу, одержи победу даже эрцгерцог Карл, что ж бы это переменило в общем ходе дел? Теперь уж поздно, когда Вена занята французскими войсками.
– Как занята? Вена занята?
– Не только занята, но Бонапарте в Шенбрунне, а граф, наш милый граф Врбна отправляется к нему за приказаниями.
Болконский после усталости и впечатлений путешествия, приема и в особенности после обеда чувствовал, что он не понимает всего значения слов, которые он слышал.
– Нынче утром был здесь граф Лихтенфельс, – продолжал Билибин, – и показывал мне письмо, в котором подробно описан парад французов в Вене. Le prince Murat et tout le tremblement… [Принц Мюрат и все такое…] Вы видите, что ваша победа не очень то радостна, и что вы не можете быть приняты как спаситель…
– Право, для меня всё равно, совершенно всё равно! – сказал князь Андрей, начиная понимать,что известие его о сражении под Кремсом действительно имело мало важности ввиду таких событий, как занятие столицы Австрии. – Как же Вена взята? А мост и знаменитый tete de pont, [мостовое укрепление,] и князь Ауэрсперг? У нас были слухи, что князь Ауэрсперг защищает Вену, – сказал он.
– Князь Ауэрсперг стоит на этой, на нашей, стороне и защищает нас; я думаю, очень плохо защищает, но всё таки защищает. А Вена на той стороне. Нет, мост еще не взят и, надеюсь, не будет взят, потому что он минирован, и его велено взорвать. В противном случае мы были бы давно в горах Богемии, и вы с вашею армией провели бы дурную четверть часа между двух огней.
– Но это всё таки не значит, чтобы кампания была кончена, – сказал князь Андрей.
– А я думаю, что кончена. И так думают большие колпаки здесь, но не смеют сказать этого. Будет то, что я говорил в начале кампании, что не ваша echauffouree de Durenstein, [дюренштейнская стычка,] вообще не порох решит дело, а те, кто его выдумали, – сказал Билибин, повторяя одно из своих mots [словечек], распуская кожу на лбу и приостанавливаясь. – Вопрос только в том, что скажет берлинское свидание императора Александра с прусским королем. Ежели Пруссия вступит в союз, on forcera la main a l"Autriche, [принудят Австрию,] и будет война. Ежели же нет, то дело только в том, чтоб условиться, где составлять первоначальные статьи нового Саmро Formio. [Кампо Формио.]
– Но что за необычайная гениальность! – вдруг вскрикнул князь Андрей, сжимая свою маленькую руку и ударяя ею по столу. – И что за счастие этому человеку!
– Buonaparte? [Буонапарте?] – вопросительно сказал Билибин, морща лоб и этим давая чувствовать, что сейчас будет un mot [словечко]. – Bu onaparte? – сказал он, ударяя особенно на u . – Я думаю, однако, что теперь, когда он предписывает законы Австрии из Шенбрунна, il faut lui faire grace de l"u . [надо его избавить от и.] Я решительно делаю нововведение и называю его Bonaparte tout court [просто Бонапарт].
– Нет, без шуток, – сказал князь Андрей, – неужели вы думаете,что кампания кончена?
– Я вот что думаю. Австрия осталась в дурах, а она к этому не привыкла. И она отплатит. А в дурах она осталась оттого, что, во первых, провинции разорены (on dit, le православное est terrible pour le pillage), [говорят, что православное ужасно по части грабежей,] армия разбита, столица взята, и всё это pour les beaux yeux du [ради прекрасных глаз,] Сардинское величество. И потому – entre nous, mon cher [между нами, мой милый] – я чутьем слышу, что нас обманывают, я чутьем слышу сношения с Францией и проекты мира, тайного мира, отдельно заключенного.
– Это не может быть! – сказал князь Андрей, – это было бы слишком гадко.
– Qui vivra verra, [Поживем, увидим,] – сказал Билибин, распуская опять кожу в знак окончания разговора.
Когда князь Андрей пришел в приготовленную для него комнату и в чистом белье лег на пуховики и душистые гретые подушки, – он почувствовал, что то сражение, о котором он привез известие, было далеко, далеко от него. Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта, выход и парад, и прием императора Франца на завтра занимали его.
Он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять спускаются с горы растянутые ниткой мушкатеры, и французы стреляют, и он чувствует, как содрогается его сердце, и он выезжает вперед рядом с Шмитом, и пули весело свистят вокруг него, и он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства.
Он пробудился…
«Да, всё это было!…» сказал он, счастливо, детски улыбаясь сам себе, и заснул крепким, молодым сном.

На другой день он проснулся поздно. Возобновляя впечатления прошедшего, он вспомнил прежде всего то, что нынче надо представляться императору Францу, вспомнил военного министра, учтивого австрийского флигель адъютанта, Билибина и разговор вчерашнего вечера. Одевшись в полную парадную форму, которой он уже давно не надевал, для поездки во дворец, он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет Билибина. В кабинете находились четыре господина дипломатического корпуса. С князем Ипполитом Курагиным, который был секретарем посольства, Болконский был знаком; с другими его познакомил Билибин.
Господа, бывавшие у Билибина, светские, молодые, богатые и веселые люди, составляли и в Вене и здесь отдельный кружок, который Билибин, бывший главой этого кружка, называл наши, les nфtres. В кружке этом, состоявшем почти исключительно из дипломатов, видимо, были свои, не имеющие ничего общего с войной и политикой, интересы высшего света, отношений к некоторым женщинам и канцелярской стороны службы. Эти господа, повидимому, охотно, как своего (честь, которую они делали немногим), приняли в свой кружок князя Андрея. Из учтивости, и как предмет для вступления в разговор, ему сделали несколько вопросов об армии и сражении, и разговор опять рассыпался на непоследовательные, веселые шутки и пересуды.
– Но особенно хорошо, – говорил один, рассказывая неудачу товарища дипломата, – особенно хорошо то, что канцлер прямо сказал ему, что назначение его в Лондон есть повышение, и чтоб он так и смотрел на это. Видите вы его фигуру при этом?…
– Но что всего хуже, господа, я вам выдаю Курагина: человек в несчастии, и этим то пользуется этот Дон Жуан, этот ужасный человек!
Князь Ипполит лежал в вольтеровском кресле, положив ноги через ручку. Он засмеялся.
– Parlez moi de ca, [Ну ка, ну ка,] – сказал он.
– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l"homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d"alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l"Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]