Первый известный на руси столпник. Столпничество и столбовое стояние. Столпничество: смысл, значение

СТОЛПНИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Столпник (гр. στυλίτης, лат. stylita), святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг - стояние на столпе как способ удаления от мира и сосредоточения на постоянной молитве.

Хотя неопределенное упоминание об отшельнике, избравшем себе данный подвиг, имеется уже в словах Ефрема Сирина (+ 373 г.), эпоха столпников начинается лишь в V веке, когда к столпничеству обращается святой Симеон Столпник. Сначала он подвизался как монах, затем как отшельник в северной Сирии, а в 423 году взошел на столп, где проводил время в непрестанной молитве. Столп поначалу был невысоким, но затем достраивался, пока не достиг приблизительно 20 метров в высоту. Святой Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось еще при его жизни, особенно в сирийских общинах. В V - X веках пример святого Симеона имел многих последователей, в том числе преподобных Даниила (V в.), Иоанна и Симеона Столпника Младшего (VI в.), Алипия (VII в.) и других. Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

Подвиг столпничества был известен и на Руси, на столпе спасались, например, преподобные Никита Столпник Переяславский (+ 1186 г.) и Савва Вишерский (+ 1461 г.).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климане на вершинах Арденн.

Использованные материалы

Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:

http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

Столп - башня, камень или другое возвышение

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТОЛПНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТОЛПНИК
    христианский аскет-подвижник, пребывающий в состоянии непрерывной молитвы на столпе открытой возвышенной площадке, башне и т. п. Основателем столпничества христианская традиция …
  • СТОЛПНИК в Словаре церковных терминов:
  • СТОЛПНИК в Православных церковных терминах:
    преподобный, совершавший подвиг монашеского делания на "столпе" - башне или другом возвышении. Основателем столпничества является преподобный Симеон Столпник (Сирия, ум. …
  • СТОЛПНИК в Кратком церковнославянском словаре:
    - проводивший свою жизнь на столбе, …
  • СТОЛПНИК в Большом энциклопедическом словаре:
    святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - …
  • СТОЛПНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а,л". Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье. II ж. стблпница, …
  • СТОЛПНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сто"лпник, сто"лпники, сто"лпника, сто"лпников, сто"лпнику, сто"лпникам, сто"лпника, сто"лпников, сто"лпником, сто"лпниками, сто"лпнике, …
  • СТОЛПНИК в словаре Синонимов русского языка.
  • СТОЛПНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    столпник, -а; но: Симеон …
  • СТОЛПНИК в Орфографическом словаре:
    ст`олпник, -а; но: симе`он …
  • СТОЛПНИК в Словаре Даля:
    столповой, столп, см. столб …
  • СТОЛПНИК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на «столпе» (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - …
  • СТОЛПНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (см. столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой …
  • СТОЛПНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    столпник м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе [столп I 1.] или затворясь в тесной башенной …
  • СТОЛПНИК в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе [ столп I 1.] или затворясь в тесной башенной …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    преподобный (356 459 гг.) подвижник, прославившийся своими аскетическими подвигами; основоположник новой формы аскезы столпничества. Уроженец Киликии, принял пострижение в одном …
  • СИМЕОН СТОЛПНИК
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Столпник (356 - 459), преподобный. Память 1 сентября. Родился в 356 …
  • НИКИТА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никита Столпник, Переяславский (+ ок. 1186), чудотворец, преподобный. Память 23 мая в Соборе …
  • ЛУКА СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лука, Новый Столпник, Халкидонский (+ ок. 980 г.), преподобный. Память 11 декабря. Был воином …
  • ДАНИИЛ СТОЛПНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Даниил Столпник (+ ок. 489 - 490 гг.), преподобный. Память 11 декабря. Родился в …

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века . Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника , подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец , в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий , подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий , столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник , 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский , скончавшийся в 1460 году (память 1 октября) .

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн .

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания .

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря .

Хэнк Морган (Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура ») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

Напишите отзыв о статье "Столпник"

Примечания

Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Отрывок, характеризующий Столпник

– Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она.
– Любит ли он тебя?
– Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его?
– Но если он неблагородный человек?
– Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа.
– Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня.
– Да я жить не могу без него! – закричала Наташа.
– Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas.
– Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Наташа подошла к столу и, не думав ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме этом она коротко писала княжне Марье, что все недоразуменья их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который уезжая дал ей свободу, она просит ее забыть всё и простить ее ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Всё это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту.

В пятницу Ростовы должны были ехать в деревню, а граф в среду поехал с покупщиком в свою подмосковную.
В день отъезда графа, Соня с Наташей были званы на большой обед к Карагиным, и Марья Дмитриевна повезла их. На обеде этом Наташа опять встретилась с Анатолем, и Соня заметила, что Наташа говорила с ним что то, желая не быть услышанной, и всё время обеда была еще более взволнована, чем прежде. Когда они вернулись домой, Наташа начала первая с Соней то объяснение, которого ждала ее подруга.
– Вот ты, Соня, говорила разные глупости про него, – начала Наташа кротким голосом, тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили. – Мы объяснились с ним нынче.
– Ну, что же, что? Ну что ж он сказал? Наташа, как я рада, что ты не сердишься на меня. Говори мне всё, всю правду. Что же он сказал?
Наташа задумалась.
– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.

24 декабря Православная Церковь вспоминает преподобных Даниила Столпника и Луку Столпника. В чем заключается истинный смысл подвига столпничества, который еще при жизни святых вызывал у одних удивление, а у других – порицание.

Всякому человеку, чтобы чувствовать себя более или менее защищенным и устроенным в этой жизни, необходим свой кров, или, как принято говорить, крыша над головой. Правда, у каждого свои представления о том, какой должна быть эта самая крыша, но в любом случае стремление иметь свое удобное жилище всегда считалось вполне естественной человеческой потребностью. Потому тот, кто дерзал отказаться от нормальных условий жизни и выбирал для себя весьма суровый и достаточно странный, с точки зрения общества, способ существования, вызывал у окружения в лучшем случае удивление, а в худшем – такого самоотверженного смельчака спешили причислить к безумцам. Нам сегодня трудно представить себе, чтобы кто-то стал вдруг обустраивать место для проживания, скажем, на… столпе, дереве или в колодце (были и такие подвижники), добровольно подвергая себя всяким неудобствам, лишениям и испытаниям, мужественно претерпевая холод, зной, дождь, ветер.

Любое явление, которое кажется нам отклонением от нормы, которое мы не в силах постичь, принято называть аномальным или феноменальным. В христианстве много таких феноменальных проявлений. Одно из них – подвижничество в его различных видах. Некоторые формы подвижничества и в прежние времена, а в нынешние – тем более, воспринимаются порой даже христианами как некие крайности. Что уж говорить о неверующих! Впрочем, все это вполне закономерно. Есть люди, которые всю свою жизнь проводят у подножия гор, но им ни разу не приходит в голову штурмовать вершину. А встречаются такие, которые проникаются желанием добраться до самой высокой горной точки и, подобно альпинистам, день за днем, преодолевая препятствия, упорно идут к достижению цели. Жажда близости неба заставляет их совершать невероятные поступки. Подвижничество и есть непрестанное и упорное движение к небу, к Богу. И с этой точки зрения, каждый христианин должен быть в той или иной степени подвижником. Однако настоящее аскетическое подвижничество не может быть уделом многих, потому что оно требует огромной веры и любви к Богу, самоотречения, невероятных духовных, душевных и физических усилий, определенного внутреннего настроя.

Среди различных видов христианской аскезы самым необычным выглядит столпничество, которое очень часто ставят в один ряд с юродством, потому что оно тоже напоминает «безумство Христа ради», о котором писал апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 4:10). Столпничество представляет собой достаточно редкое и загадочное явление в истории христианской Церкви, да и отношение к нему у исследователей (особенно представителей западной школы) весьма неоднозначное. Среди прославленных Церковью аскетов, подвизавшихся на столпах, известно всего лишь около двух десятков имен. Хотя некоторые авторы, исследовавшие этот феномен, констатируют, что в VI веке численность столпников в Византийской империи была так велика, что государственное законодательство придало им статус особого сословия. Кто же принадлежал к этому сословию? Первоначально к столпникам причисляли всех отшельников, которые селились на высоких тесных каменных скалах, имевших естественное природное происхождение, и по форме напоминали столпы. Чтобы находиться в состоянии неусыпного бдения и постоянного бодрствования во время совершения подвига непрестанной молитвы, некоторые из аскетов, пренебрегая опасностью сорваться вниз, специально выбирали очень узкие утесы. Когда же пустыннику не удавалось найти подходящий утес, он сооружал себе на его подобие столп.

Столпничество – явление исключительно восточное, на Западе оно совсем не прижилось. Там его не одобряли и относились к нему с подозрительностью. Во всяком случае, из западных столпников известен лишь один такой отшельник, подвизавшийся в Арденнских горах, – это Вульфилаих Трирский. Этот вид подвижничества довольно древний, он возник, как полагают историографы и хронисты, сразу же по прекращении эпохи гонений на христианство и мученичества как его своеобразное продолжение. Зная, каким физическим и душевным страданиям подвергали себя эти отчаянные боголюбцы, проводившие жизнь на столпах, совершая удивительные подвиги, их действительно можно поставить в один ряд с мучениками.

Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. Считается, что этот вид аскезы возник в противовес языческому культу гор и холмов. Из жития святых столпников известно, что одни из них селились намеренно (как, например, Даниил Столпник) в пустом языческом храме, другие (как преподобный Алипий) – на месте, где стояли прежде идольские столпы. В этом тоже был свой особенный смысл – уничтожение идолопоклонства и замена его христианским богопочитанием.

Некоторые из столпников с самого раннего возраста чувствовали тяготение к подвижнической жизни. Каждый из них, прежде чем взять на себя такой трудный подвиг, проходил сначала послушание и определенную аскетическую подготовку, как правило, либо в монастыре под руководством духовного наставника, либо в затворе, постоянно упражняясь в посте, безмолвии, молитве и созерцании, подвергая себя строгим лишениям и приучая противиться желаниям плоти. И лишь после этого, понуждаемый особым действием Промысла Божия и укрепленный благодатью, он становился на путь такого служения. Столпы, на которых подвижники проводили все свое время, были различными по виду и высоте (от 3 до 15 метров и выше). Некоторые из них представляли собой столпообразную узкую башенку с решеткой, напоминавшей балкон с навесом сверху. Но были такие мужественные столпники, которые отказывались от навеса, перенося тяготы холода и зноя, имея своим единственным покровом лишь небо над головой.

Таким добровольным страдальцем в течение 53 лет был преподобный Алипий столпник. Самое удивительное, что при таком суровом и тяжелом образе жизни почти все столпники были долгожителями. Этот факт свидетельствует о действии укрепляющей благодати Божьей в этих праведниках. Подвиги столпничества продолжались на Востоке до XII столетия, а на Руси – до второй половины XV века. Последний из прославившихся русских столпников, Савва Вишерский, почил в 1460 году.

24 декабря Православная Церковь чтит двух из известных столпников – преподобных Даниила и Луку. Святой Даниил (410 – 490 гг.) был учеником преподобного Симеона Столпника, которого древние церковные историки считают одним из основоположников этого вида аскетического делания. Он родился в Месопотамии. В житии преподобного Даниила Столпника сказано, что его появление на свет произошло удивительным образом. Мать его, Марфа, долго была неплодной и терпела при этом поношения от мужа и родственников. Однажды отчаявшаяся женщина молилась со слезами всю ночь Богу, пообещав, что если родится ребенок, то она отдаст его в дар Ему. Вскоре она забеременела и родила сына. Имя свое святой получил лишь в пятилетнем возрасте от одного игумена по наитию свыше. В 12 лет он тайком ушел из дома с намерением поступить в монастырь и принять постриг. Однако игумен, взирая на столь юный возраст Даниила, в постриге ему сначала отказал. Приехавшие родители отрока сумели уговорить игумена совершить постриг. В недолгом времени инок Даниил вместе с игуменом отправился в поездку по святым местам. Во время этой поездки состоялась встреча будущего отшельника с преподобным Симеоном Столпником, от которого он получил наставления, благословение и предсказание о своем будущем подвиге столпничества. Сначала подвижник затворил себя на 9 лет в пустом языческом храме, где вступил в борьбу с полчищем бесов. Пост и молитва были его главным оружием. И, лишь пройдя это суровое испытание, он по откровению Божию взошел на столп. Первый столп преподобному соорудил его друг Марк. Очень скоро о подвижнике узнали люди из прилегающих селений. Сразу нашлись и недовольные, и завистники, и клеветники, поносившие его и обвинявшие этого святого страдальца в гордости и в похоти. Они попытались разрушить столп и изгнать отшельника. Но смирение, кротость, незлобие и человеколюбие этого праведника покорили даже его врагов, один из которых построил ему еще один, более высокий, столп.

При жизни святой совершил много разных чудес. Молитвы преподобного Даниила обладали такой силой, что Бог исцелял чрез него бесноватых. По молитвам святого у греческого царя Льва Великого родился наследник. Царь, возрадовавшись о рождении сына и в благодарность за молитвы, воздвиг ему третий столп. Святой подвижник обладал даром прозорливости и предвидения. Он предсказал большой пожар в Константинополе. Преподобный очень долго жил на столпе без крыши над головой и позволил ее устроить, уступив просьбам царя, только тогда, когда однажды после продолжительного снегопада и мороза ученики нашли столпника обледеневшим. Бог открыл ему и час его кончины. Собрав своих учеников, он дал им духовное завещание и просил похоронить с мощами трех святых отроков Вавилонских – Анании, Азарии и Мисаила для того, чтобы приходящие на его могилу христиане воздавали честь не ему, а мощам трех отроков. Таким образом, этот праведник сохранил свое смирение и уничижение пред Богом даже по смерти.

Сведений о преподобном Луке, Новом Столпнике, не очень много. Известно лишь то, что он был воином при греческом царе Романе (919–944) и при Константине Порфирородном (912–959). В 917 году на Византийскую империю напали болгары. Во время сражения погибло много воинов, но Лука по Промыслу Божию остался жив. После этого он принял монашество и был поставлен в пресвитера. Ревнуя о высоком духовном совершенстве, он взошел на столп и начал преуспевать в более суровых подвигах. Обложив свое тело железными веригами, преподобный соблюдал очень строгий пост, вкушая лишь один раз в неделю приносимую ему просфору и немного овощей. Через три года святой отшельник отправился на гору Олимп, затем в Константинополь, где, чтобы сохранить свой обет молчания, жил с камнем во рту. Наконец он обосновался в городе Халкидоне и провел там на столпе 45 лет, прославившись праведной жизнью и совершенными чудесами.

Подвижническая жизнь всех столпников представляет собой наглядный пример изречения апостола Павла о том, что: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Святые столпники являли миру удивительнейшие образцы торжества духа над плотью. Их очищенная подвигом телесная и духовная природа возносилась к таким небесным высотам, что еще при жизни на земле они достигали того богоподобия, к которому призывается Творцом каждый человек.

Валентина Новикова

Ø Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – Т.1. – М.: Наука, 1991. – с.12 – 39.

Ø Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – Кн.I. – М., 1994.

Ø Тальберг Н. История Русской Церкви. – Ч.1. - Репринт. – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

Ø Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви. – Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991.

Естественным стремлением в церкви православной, церкви восточной является стремление к святости, к подвижнической жизни. Лучшие представители православного монашества стали вдохновителями и образцами для подражания для верующего человека, жителя Древней Руси. В монастырях находили себе приют желающие и ищущие монашества люди, здесь готовились лица способные к занятию высших иерархических должностей, воспитывались ревнители веры и благочестия, которые, будучи свободными от семейных уз, по первому зову церкви готовы были идти на проповедь Слова Божия в неведомые земли и страны, на защиту православия от ересей и расколов, и вообще готовы были жертвовать всем ради спасения ближних. Монастыри были образцом для нравственного воспитания народа.

Поэтому, естественно, как свидетельствует митрополит Илларион, вслед за крещением Руси, у нас «монастыреве на горах сташя, черноризцы явишася». Церковное предание связывает строительство первого монастыря с именем первого русского митрополита Михаила, - это знаменитый Михайловский монастырь в Киеве. Церковные историки называют и другие известные монастыри, основанные в пределах Руси, спутниками митрополита Михаила, а также князьями святым Владимиром, Ярославом Мудрым и др. Последний благочестивый правитель, по свидетельству современников, - любил черноризцев до излиха. Выше упоминалось о создании им в Киеве обителей, - в честь его ангела Георгия Победоносца, и женской, в честь святой Ирины, покровительницы супруги князя. Это и были собственно первые княжеские монастыри.

Помимо всемирно известной Лавры и упоминавшимися уже выше монастырями, в Киеве возникли еще следующие обители:

Дмитриевский монастырь, основан около 1057 года великим князем Изяславом, который в крещении носил имя Димитрий. Желая возвысить свою обитель, князь перевел сюда из Печерского монастыря первого игумена - преподобного Варлаама. Игумен Варлаам был человеком благочестивой жизни, о нем известно, что он предпринял паломническое путешествие в Иерусалим, затем в Константинополь для поклонения святыням и приобретения икон и другой церковной утвари. Умер он на обратном пути, во Владимире Волынском, завещая все приобретенное преподобному Феодосию и погребен в Печерском монастыре. В последствии Дмитриевский монастырь упразднен и приписан к Печерскому.


Выдубицкий монастырь основан великим князем Всеволодом Ярославичем на том месте, где по преданию выдыбал (выплывал) на берег деревянный идол Перуна, когда плыл по Днепру, свергнутый по приказу кн. Владимира.

Кловский или Стефанич монастырь, основанный в местечке Клов. Основателем его был третий киево-печерский игумен Стефан. В 112 году в обители погребен Давид Игоревич князь Владимиро-волынский.

Феодоровский монастырь, известный тем, что здесь, незадолго до своей кончины принял схиму несчастный князь Игорь Ольгович. Игумен монастыря Анания его поруганное киевлянами тело в приличные одежды, совершил панихиду и привез для погребения в монастырь св. Симеона.

Всего в Киеве в рассматриваемый период было 13 монастырей. Из них 10 мужские.

Нередко епископы основывали монастыри в епархиях, по своему почину. Как правило, это были обители при резиденциях владык. Так, например, сообщает Супрасльская летопись о епископе Новгородском Иоакиме, который «уради собе монастырь десятинный». В первую очередь обители возникали в таких крупных городах, как Киев, Новгород и др., как правило на местах бывших прежде языческими капищами, где стояли идолы Перуна и др. кумиров.

После Киева наибольшее количество обителей мы видим в Новгороде и окрестностях. Один из таких монастырей был основан в 1106 году прибывшим в Новгород иноком Антонием. Святой родился в Риме в благочестивой семье, монашеский постриг принял еще в Италии. Согласно преданию подвижник прибыл в Новгород чудесным образом приплыв на камне. События эти происходили при епископстве святителя Никиты. Преподобный Антоний скончался в 1147 году, после сорокалетних трудов. Основанный им монастырь стал называться Антония Римлянина. Как сообщается в предсмертном завещании святого, с целью обеспечения обители всем необходимым, Антоний купил за 100 гривен село Волховское, т.е. земли с обитавшими людьми, и за 70 гривен место на реке Волхове для ловли рыбы. Монастырские доходы употреблялись не только на содержание братии, но и для пропитания сирот, вдовиц, убогих и нищих. Сохранились богослужебные сосуды Антония Римлянина, подтверждающие связь с Италией.

столпник

столпника, м. (церк. истор.). Религиозный фанатик-отшельник молившийся, стоя на небольшом столпе (столп в 1 знач.), или затворившийся в маленькой башенной келье (столп во 2 знач.). Симеон-столпник.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

столпник

А,м.. Отшельник, совершающий молитвы, стоя на небольшом столпе, либо затворись в тесной башенной келье.

ж. стблпница, -ы.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

столпник

м. устар. Отшельник, истово молившийся, стоя на небольшом столпе (1*1) или затворясь в тесной башенной келье.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

столпник

святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на "столпе" (какомлибо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет.

Википедия

Столпник

Сто́лпник - христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - непрерывную молитву на «столпе» .

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Подвигу Симеона последовали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке - преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона называемый младшим (память 24 мая), в VII веке - Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке - Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в X веке - преподобный Лука Новый Столпник, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке - преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке - преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке - преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).

Единственным столпником Западной Церкви стал преподобный Вульфилаих (+ ок. 594), совершавший свой подвиг в суровом климате на вершинах Арденн.

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников, сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

В Восточной Европе одним из первых столпников был преподобный Кирилл Туровский (XII век), сейчас особо почитаемый в Белоруссии.

Столпничество как вид затворничества могло осуществляться и в подземных столпах-пещерах (преподобный Никита Переяславский), и в специально построенных кельях затворника на территории монастыря.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Примеры употребления слова столпник в литературе.

Ломоносов Жервеза в православии приняла имя Глафиры, а венчавший молодых Бутурлиных батюшка отец Афанасий от Семена Столпника сделался ее духовником и глубоко вошел в жизнь бутурлинского домика, что на Знаменке.

Это состояние души, - возразил столпник , обернувшись и глядя на Артура в упор.

К этой прилагается еще одна молитва, весьма важная, - продолжал старый столпник , - так что запиши-ка и ее тоже.

Ветродуевы муки кончились, а Жихарь со связанными Симеонами решились вернуться на прежнее место, Столпник ему все объяснил: - Воздух у него не только в легкие идет - часть и в кишки попадает.

Здесь ныне поселился столпник и находится камень Богородицы, на этой горе и был древний Вифлеем.

Столп столпника , уст затвор -- Ты был мне престол, ПросторТем был мне, что морю толп Еврейских -- горящий столп!

Этим столпником был святой Симеон, - сказал Бельбо - и, по-моему, он взобрался на столб для того, чтобы было удобнее плевать на головы проходящих внизу.

Светочи христианства, страсти Христовы, столпники и отшельники, чудеса и благодатные источники, и прочая, прочая муть тучами валилась на русского деревенского читателя.

Святые подвижники и столпники требовательно взирали на мастера, давшего им вторую, бессмертную жизнь.

Я знал людей, истязающих себе веригами, не мывшихся и не стригших ногтей -- будто Искупитель нечистоплотность проповедовал, столпников и молчальников, живших в скитах и бичевавших себя дни и ночи напролет.

Одинокий Марат - Боже избави от такого человека, - долго размышлявший в своих потаенных подвалах и на своем столбе Столпника , углядел спасение только в одном - в падении 260 тысяч аристократических голов.

И, духовным взором проникая в грядущее, видел, почти видел и мощных, взволнованных суровостью бытия праотцов, и пророков, и испуганные лица шестикрылых херувимов, и видения Страшного Суда, и ряды праведников, и то особое, что наметил он сотворить в каменной палатке храма: святых мучеников, деловитых и упорных, словно сами новгородцы, причудливых столпников и Троицу, Троицу прежде всего!