Равновесия в гимнастике названия. Учим равновесия в художественной гимнастике. Характеристика прыжков в художественной гимнастике

Тема урока : Учим равновесия равновесия в художественной гимнастике.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: групповой.

Задачи урока:

    Образовательные (совершенствование выполнение упражнений)

    Оздоровительные ( развитие физических качеств: гибкость, ловкость, координация движений).

    Воспитательные ( воспитывать дисциплину, терпение, трудолюбие, воспитывать культуру здорового образа жизни).

Место проведения: спортивный зал.

Время: 45 мин.

Инвентарь: гимнастическая скамейка, ковровое покрытие, шведская стенка.

Вводная часть: разминка разнообразные шаги, прыжки, подскоки, бег.

Основная часть: общеразвивающие упражнения на укрепление стоп, мышц спины, пресса, ног, упражнения на развитие гибкости, шпагаты, мосты, перекаты на грудь, перекидки вперед и назад, махи вперед, в сторону, назад.

Заключительная часть: хвалим детей которые научились делать новые элементы, проговариваем ошибки, и игра (на усмотрение детей). Построение и выход из зала.

Методика обучения равновесиям.

Предпосылками обучения равновесиям прежде всего является физическая готовность, которая включает в себя:

Развитие силы и укрепление мышц стопы и голени.

Развитие функции вестибулярной устойчивости.

Развитие пассивной и активной гибкости в плечевых, тазобедренных суставов, позвоночнике.

Развитие динамической и статической силы мышц ног, спины живота. Техническая готовность.

Навыки сохранения осанки.

Базовый навык стойки на высоких полупальцах.

Умение принимать позу с точным пространственным положением звеньев тела («чувство позы»).

Психологическая готовность.

Может состоять в формировании мотивации необходимости предварительной физической подготовки, в формировании знаний об условиях сохранения равновесий, о критериях красоты позы и ее значении как средстве выразительности. Обучение равновесиям должно предполагать постепенное усложнение, которое заключается: в последовательном овладении равновесиями от базовых навыков к профилирующим элементам и далее к более сложным формам;

в постепенном переходе от облегченных условий выполнения к основным:

У опоры (лицом, боком) на всей стопе;

У опоры на носке;

С временным опусканием опоры;

На середине на всей стопе;

Для того, чтобы сохранять устойчивое равновесие, нужно научиться исключать лишние степени свободы, создавать прочную основу за счет фиксации колена и стопы. Научить детей фиксировать колено и стопу легче всего в седах:

Сидя на полу, сомкнуть ноги, выпрямить колени, пятки оторвать от пола и при плотно сомкнутых голенях постараться развести натянутые носки. Это положение дает представление о работе ног.

В седе развести бедра наружу, мизинцами коснуться пола, сгибая и разгибая, добиваться полного натягивания и плотной фиксации.

То-же лежа на спине, руки вверх, за голову. Сомкнуть носки и натягивая колени оторвать пятки от пола- развернуть бедра наружу до касания пола мизинцами натянутых стоп. Поднимать ногу на 45 0 , 90 0 , 135 0 , затем амплитуда увеличивается до максимальной. Таз от пола не отрывать, выполнять упражнение поочередно правой и левой ногой. Свободная нога плотно прижата к полу.

Выполнять упражнения лежа на животе.

Упражнения преследуют цель научить детей фиксировать колено и голень, разворачивать бедро, без чего не возможно достижение полной амплитуды при отведении ноги в сторону, вперед, назад. Научить это делать сохраняя выпрямленное положение тела, обращая внимание на движения в тазобедренных суставах, контролируя амплитуду.

При работе над равновесиями, внимание гимнасток направляется первоначально на позу, необходимую для правильного исполнения элемента. Имеем в виду осанку вообще и динамическую осанку в частности. При овладении элементами динамической осанки подразумевается выделение для обучения не одной, а нескольких поз.

Равновесие в сторону у опроры, без опоры и без помощи руки.

(фото) Шаихова Вероника,

Люда

Люда, равновесия в сторону у опоры, с помощью руки и без руки, равновесие назад (захват).



Чернова Дарья (гибкость в спине нужна, чтобы делать равновесия назад, заднее равновесие).

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие упражнения применяются для контроля уровня развития гибкости?

2. Какие существуют единицы измерения уровня развития гибкости?

3. Какие упражнения применяются для определения подвижности в суставах?

4. Какие существуют методы определения прыгучести?

5. Опишите устройство гониометра.

6. Какие тесты применяются для определения быстроты?

7. Каким способом можно оценить силовую выносливость?

8. Какие способности оцениваются «пробой Ромберга»?

9. Какие существуют качественные способы оценки амплитуд движений?

10. Какие существуют количественные способы оценки амплитуд движений?

11. Как оценивается качество выполнения элементов трудности без предмета?

12. Как оценивается продолжительность качественного выполнения упражнений на гибкость?

13. В чем суть методики применения знаковой записи?

14. Требования к проведению педагогических наблюдений.

1. Белокопытова, Ж. А. Художественная гимнастика: учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / Ж. А. Белокопытова, Л. А. Карпенко, Г. Г. Романова. – Киев: [б. и.], 1991. – 86 с.

2. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студентов института физической культуры / под ред. Л. А. Карпенко. – М.: Всерос. Федерация худож. гимнастики, 2003. – 381 с.

Дополнительная

3. Вишнякова, С. В. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике: учеб. – метод. пособие / С. В. Вишнякова, И. Н. Солопов, Б. М. Замов. – Волгоград: [б. и.], 1998. – 54 с.

4. Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий. – М.: [б. и.], 2007. – 77 с.

5. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (науч. – метод. и организац. основы гармонич. дошкол. комплекс. физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. – Новосибирск: [б. и.], 1998. – 136 с.

6. Кувшинникова, С. А. Система оценивания специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: методические рекомендации для студентов, слушателей факультетов повышения квалификации и усовершенствования ГЦОЛИФКа. – М., 1991, – 31 с.

7. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.

8. Правила по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2009–2012. – [Б. м.: б. и.], 2009. – 128 с.

9. Пшеничникова, Г. Н. Методика оценки качества выполнения элементов на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно – практической конференции 28–29 октября 2010 г. – 2010. – С. 129–131.

ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП трудности БЕЗ ПРЕДМЕТА на этапе начальной подготовки

3.1. Характеристика прыжков в художественной гимнастике

Художественная гимнастика относится к видам спорта, где результат выступления оценивается субъективно, по качеству исполнения: предмет оценки – техника упражнений; критерий – совершенство выполнения в баллах. В этом виде спорта, относящимся к «артистическим», все острее ощущается потребность в объективных методах количественной оценки двигательного потенциала и условий его наилучшей реализации. Объясняется это прежде всего ростом сложности соревновательных программ.

Прыжки – один из наиболее ярких элементов композиции в художественной гимнастике и одновременно одна из самых трудных категорий движений, требующих от гимнастики отличных физических данных и отточенной технической подготовленности.

По своей динамичности и эмоциональной окраске они являются прекрасным средством выразительности. Основная задача при выполнении прыжка состоит в том, чтобы он был выполнен легко, изящно, подчёркивал характер и экспрессию отдельных частей музыкального произведения. Координационные способности гимнастики и хорошая физическая подготовка служат одной из основных предпосылок успешного освоения прыжков различной трудности.

Соревновательная программа художественной гимнастики включает много прыжковых элементов. От гимнасток требуется не только хорошая прыгучесть, но прыжковая выносливость.

Большой объём прыжковых элементов в композициях делает их темповыми, более динамичными и зрелищными для восприятия. Естественно, что и к исполнительницам предъявляются повышенные требования как к технической, так и к скоростносиловой подготовленности.

Структурная группа «прыжки»

Прыжок – преодоление расстояния в свободном полете за счет отталкивания от опоры. Это безопорное (полетное) положение гимнастки.

Успешность выполнения прыжка определяют скоростносиловые качества, гибкость позвоночного столба, подвижность в тазобедренных и голеностопных суставах . С возрастом уровень скоростно-силовой подготовленности юных граций постепенно повышается и к 17 годам достигает максимума . Наиболее интенсивный рост показателей обнаружен в период с 9 до 12 лет.

Прыжковые элементы составляют основное содержание произвольных упражнений с предметами. Так, например, один из основных видов многоборья – это упражнение со скакалкой, насыщенное многообразием прыжков, количество которых в художественной гимнастике практически неограниченно. Объясняется это тем, что факторов, определяющих форму прыжка, довольно много, а возможность их комбинаций в одном прыжке приводит к образованию бесконечного числа разнообразных движений. По этой причине считается, что полноценная классификация прыжков на сегодняшнее время пока невозможна. Однако для методических и практических целей вполне подходят классификации, которые позволяют составить достаточно полное представление о прыжках.

Всё многообразие прыжков в учебно-методической литературе классифицируется по наиболее характерным признакам, принимая за основу формообразующие действия, способы отталкивания и приземления (рис. 4, табл. 5).


Рис. 4. Классификация прыжков (по Т. С. Лисицкой)


В соответствии с требованиями правил соревнований спортивных видов гимнастики в вольных упражнениях применяются прыжки (художественная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика, спортивная гимнастика), которые имеют существенное разнообразие по их внешней форме. Если в художественной гимнастике прыжки, составляющие группы сложности, требуется выполнять с высокой амплитудой как в позвоночном столбе, так и тазобедренных суставах, то в спортивной аэробике необходимо исключить большие наклоны назад (больше 45°) по требованиям соблюдения предупреждения безопасности движений по правилам соревнований. В этой связи, кроме основного терминологического названия элемента необходимо уточнять формообразующие действия, способ отталкивания и приземления (рис. 5). Таким образом, несмотря на разнообразие формообразующих действий, можно выделить общие фазы движений в прыжках: подготовительные, основные и завершающие действия. Прыжки выполняются с места или с разбега.


Таблица 5. Классификация прыжков по способам отталкивания и приземления



Поэтому в подготовительных действиях выполняются разбег (фаза разгона), наскок с замахом (или шаг) и полуприседание (амортизация), предшествующая отталкиванию. Разбег, как правило, выполняется стилизованными шагами, скачками, танцевальными шагами в соответствии с характером музыкального произведения.

При замахе руки должны отводиться назад в противоположном направлении. Далее выполняется маховое движение руками по направлению прыжка, т. е. мах выполняется вперёд вверх или по направлению прыжка при высоко-далёких прыжках. Правильная работа рук имеет важное значение, т. к. имеются научные сведения, что около 30 % высоты в прыжках обеспечивается взмахом свободными звеньями (руками, ногой).

Большая же часть достижения высоты (до 70 %) полета приходится на быстрое отталкивание ногами или одной ногой. Необходимо помнить, что предварительно растянутая мышца быстрей и мощней сокращается. Поэтому при отталкивании с разбега последний шаг рекомендуется делать длиннее, маховая нога остаётся сзади с последующим разгибанием толчковой ноги и махом другой (с различными вариантами: сгибая, сгибая-разгибая, махом прямой, в направлении вперёд, в сторону, вперёд в сторону) выполняется отталкивание.

Подобные сведения необходимо учитывать во время освоения или совершенствования отдельных элементов прыжков, обращать внимание на ведущие детали техники.

Необходимо использовать скоростно-силовую подготовку как фактор, дополняющий оптимизацию условий освоения и совершенствования двигательных действий, связанных с прыжковыми элементами.

Исследования и практический опыт свидетельствуют, что элементы хореографии нужно использовать как специальные средства для развития скоростно-силовых качеств гимнасток.

В частности, нужно учитывать, что при отталкивании является ошибкой, если пятки от пола отрываются раньше, чем заканчивается фаза амортизации. Поэтому методика обучения элементам отталкивания в хореографических прыжках является эффективной.

При обучении профилирующим прыжкам юных «художниц» (прогнувшись, кольцом одной, шагом, касаясь кольцом) следует учитывать детали техники указанные выше. При освоении и закреплении техники выполнения упражнений структурных подгрупп основными в изучении являются базовые и профилирующие элементы. Это необходимо для систематизации средств подготовки и удобства их использования в учебно-тренировочном процессе.

Базовые элементы – начальные в структурной подгруппе имеющие признаки или техническое сходство с основным двигательным действием. Разбег относится к подготовительным действиям, толчок является одной из фаз основных действий, т. к. он имеет сходство со многими прыжками, выполняемыми как толчком двумя, так и толчком одной. Поэтому базовыми упражнениями для целой группы прыжков являются толчок и приземление (как при толчке двумя, так и одной ногой). Следовательно, необходимо помнить, что эффективность обучения будет большей, если обучать махам ногой в различных направлениях с быстрой фиксацией ноги в различных положениях. Но не следует забывать и другое: высокий мах ногой при высоко-далёких прыжках является ошибкой, т. к. прыжок выполняется «перекатом», «качалочкой». Такое выполнение прыжка приводит к впечатлению отсутствия «зависания», что негативно влияет на оценку за его качество. Еще одной важной деталью техники является необходимость резкой остановки маховой ноги и рук, что даёт возможность придать движение нижележащим звеньям тела.

Прыжки, составляющие различные группы сложности по правилам соревнований, изучаются последовательно: от базовых к профилирующим и далее к всё усложняющимся элементам. Форму прыжка можно выполнять в статическом режиме: на полу, на брусьях, гимнастической стенке, с помощью «проводки» по движению и т. д. Прыжки толчком одной – махом другой нужно учить тогда, когда гимнастка выучила начальные простейшие хореографические упражнения до махов на 90°. При прыжках с разбега следует обучать маху ногой назад – открытый прыжок.

Таким образом, к простейшим базовым специальным прыжкам относятся прыжки толчком двумя и толчком одной – махом другой в различных направлениях. Соединение правильного движения руками и ногами (маховые движения) являются важной стороной обучения прыжкам, так как эти действия относятся к основной фазе прыжков.

Чтобы прыжки осваивались быстрей и качественней, гимнастки должны иметь достаточный уровень двигательной подготовленности, особенно – координационных способностей :

1) скоростно-силовых качеств (прыгучести);

2) достаточный уровень пассивной гибкости (возможность выполнять шпагаты);

3) скорости движения маховых звеньев тела;

4) приземления разными способами (амортизация);

5) амортизации как исходным положением для отталкивания при выполнении элементов последующего прыжка и т. д.

Эта методика, оказалась эффективной при обучении профилирующим прыжкам: прогнувшись, со сменой ног вперед и назад, прыжки касаясь и т. д. (табл. 6).

Завершая данный раздел необходимо подчеркнуть следующее:

1. На этапе начальной подготовки целесообразно использовать базовые и профилирующие элементы, представленные в таблице 6.

2. Тренер выбирает из таблицы 6 элементы, которым предстоит обучать.

3. Ориентируясь на содержание рисунка 5, тренер разрабатывает «стратегию» обучения, распределяя специальные упражнения применительно к отдельным фазам изучаемых прыжков: способам отталкивания и приземления, формам прыжков в облегченных условиях, элементам «оформления». При этом не следует забывать о необходимости обучать юных гимнасток махам ногой в различных направлениях.


Таблица 6. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «прыжки»



При обучении элементам других структурных групп трудности без предмета (равновесий, поворотов, наклонов) рекомендуется изучать также последовательно от базовых к профилирующим (табл. 8, 10, 11).

В таблице 6 показаны различные варианты отталкивания и приземлений в прыжках с выпрямленным положением тела, которые в профилирующих элементах «преобразуются» в амплитудные прыжки.

Форму прыжка рекомендуется опробовать как модель в статическом режиме: на полу, на брусьях, у гимнастической стенки, с помощью «проводки» по движению. Исходя из вышесказанного можно заключить, что для освоения вариантов красивого исполнения прыжков гимнастка должна обладать комплексом качеств: эластичностью и силой мышц ног (стопы, голени, бедра), оптимальной быстротой мышечных сокращений; владеть техникой базовых движений в различных фазах прыжков; иметь хорошую гибкость для правильного «эталонного» выполнения прыжка по требованиям правил соревнований. Кроме того, нельзя забывать о значении функции вестибулярного анализатора для ориентации в пространстве.


3.2. Характеристика равновесий в художественной гимнастике

Равновесие – это относительно неподвижное положение звеньев тела гимнастки, в котором она стоит на одной или двух ногах. По правилам соревнований художественной гимнастики к структурной группе сложности «равновесия» относятся статические элементы, которые выполняются с большой амплитудой движений в различных положениях звеньев тела. Терминологическое название элементы равновесий получили по положению туловища относительно вертикали: вертикальное, переднее, боковое, заднее . В связи с большим разнообразием видов равновесий их название в каждом отдельном случае уточняется (рис. 6).

Для определения основного признака равновесия достаточно двух слов, а положения рук и свободной ноги указываются дополнительно. Например, равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»); элемент заимствован из классической хореографии. Приводим основные термины, необходимые для общения специалистов и спортсменок на этапе начальной подготовки :

Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперёд-книзу на 45, кисти у пола.

Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину.

Одноимённое равновесие – одноимённая с опорной ногой рука поднята вперёд кверху, другая назад.

Разноимённое равновесие . Иное положение рук указывается. Заднее равновесие предусматривает обращение исполнителя спиной к опоре, руки в стороны. Иное положение рук указывается.

Фронтальное равновесие – одна нога направлена в сторону или выше, руки в стороны.

Фронтальное равновесие с захватом – направленная в сторону кверху нога удерживается одноимённой рукой, другая рука направлена вверх наружу.


Рис. 6. Схема вариантов возможного выполнения равновесий в различных опорных положениях (по Т. С. Лисицкой)


Высокое равновесие (вертикальное) – туловище в вертикальном положение (или близко к нему), свободная нога отведена назад, одноимённая рука в сторону, другая вперёд или вверх. Выполняется на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положение рук, о чём указывается дополнительно.

Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касается головы, руки вверх наружу. Иное положение рук указывается.

Равновесие кольцом – согнутая назад нога касается носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за голеностопный сустав над головой.

Равновесие на колене выполняется с опорой коленом.

Заднее равновесие на колене – аналогичное предыдущему, но спиной к опоре.

Крестообразное равновесие – выполняется отведением безопорной ноги в сторону с наклоном вперёд; одноимённая опорной ноге рука направлена в сторону, другая рука вперёд. Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременным наклоном вперёд и захватом.

Большинство равновесий в художественной гимнастике выполняется на носке. Варианты этих равновесий представлены в таблице 7 . В ней представлены также амплитуды движений звеньями тела. В практической деятельности приемлемо использование обеих классификаций, так как на современном уровне развития художественной гимнастики тренеры имеют в своем распоряжении подробно разработанные контурограммы движений в соответствии с их трудностью по правилам соревнований .

Сохранение равновесия облегчается при технически верном выполнении движений. Среди частных рекомендаций необходимо напомнить некоторые из них. При сохранении равновесия в стойке на ногах рекомендуется фиксировать взгляд строго горизонтально на каком-либо предмете. Полезно тренировать равновесие с закрытыми глазами, т. к. при этом обостряется мышечно– суставное чувство, работа вестибулярного анализатора. В каждом конкретном виде деятельности в зависимости от её специфики тот или иной анализатор является ведущим.

Существует зависимость между физической подготовленностью людей и показателями функции равновесия. Следует обратить внимание на правильную работу мышц при выполнении равновесий (рис. 7). Так, при выполнении переднего равновесия наиболее напряжены трапециевидная мышца левой опорной стороны и широчайшая мышца спины правой свободной стороны. При выполнении заднего равновесия наибольшее напряжение у сгибателей туловища правой свободной стороны. Рабочая поза гимнастики при выполнении статических равновесий на одной ноге обусловлена асимметричным статическим напряжением парных мышц туловища. Поэтому обязательным условием тренировки является выполнение гимнастками упражнений как с правой, так и с левой ноги. Технически верным будет выполнение переднего равновесия с отведением ноги назад, одновременно напрягая спину, несколько поднимая голову и отводя плечи назад. По правилам соревнований ошибкой является, когда плечи и нога опущены вниз, т. е. нарушена слитная дугообразная линия, которую должна составлять прогнутая спина с отведённой назад ногой. Выполнять заднее равновесие не следует начинать с наклона головы назад, как это иногда наблюдается в практике.


Рис. 7. Асимметричная работа мышц при выполнении равновесий (по результатам электромиографических исследований)

Таблица 7. Классификация равновесий на одной ноге


Таблица 8. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «равновесия»



Нами разработаны базовые и профилирующие элементы (табл. 8), дающие возможность заложить основу прочного двигательного навыка выполнения элементов на сравнительно небольших амплитудах.

Для повышения активной гибкости необходимо сочетать ее с развитием силы, т. к. для того чтобы поднять ногу на требуемую высоту с сохранением позы в определенном положении, необходим комплекс проявления психомоторных качеств: гибкости, силы, статической выносливости, вестибулярной устойчивости. Качество выполнения равновесия во многом зависит от того, как гимнастка умеет оценивать положение звеньев тела в пространстве.

При утомлении пространственная оценка звеньев тела ухудшается и нарушается функция равновесия. Это связано с тем, что под действием силы тяжести возникает момент силы, стремящейся вывести тело из состояния равновесия, а утомлённая мышца не способна противодействовать этой силе в пространстве. Обучение упражнениям у опоры облегчает сохранение равновесия. Специалистам известно, что качество равновесия зависит от многих факторов: правильного взаиморасположения звеньев тела в пространстве (туловища и ног); статической выносливости в этом положении и умения сохранять равновесие с закрытыми глазами. Равновесия лучше и легче осваиваются при наличии хорошей общей физической подготовленности. Поэтому при начальных этапах обучения особое внимание нужно уделять упражнениям на силу, гибкость, статическую выносливость. Нужно стараться укреплять равномерно основные мышечные группы, выполняющие различную функцию при выполнении равновесия: укрепляющую, удерживающую, фиксирующую. Так, при равновесии на одной с наклоном как вперёд, так и назад, моменты силы тяжести для туловища и свободной ноги во всех суставах наибольшие, велико напряжение мышц-разгибателей бедра в тазобедренном суставе свободной ноги, которые противостоят не только силе тяжести всей ноги, но и сопротивлению сгибателей и связок тазобедренного сустава, препятствующих разгибанию. При выполнении равновесия спортсменками с малоразвитой подвижностью в суставах к удерживающей работе мышц, связанной с моментами и силами тяжести частей тела, присоединяется ещё и сопротивление мышц антагонистов. Применение схемы двигательных действий, представленной на рисунке 8, поможет тренеру в изучении более «мелких» движений отдельными звеньями тела, что в дальнейшем создаст прочную основу «школы движений».



Представленная на рисунке 8 схема двигательных действий звеньями тела с учетом амплитуд показывает основные блоки действий, которые могут быть взяты как ориентир при выборе специальных упражнений для последовательного их применения при изучении упражнений структурной группы «равновесия». В таблице 8 представлены базовые и профилирующие элементы для этапа начальной подготовки. Опираясь на сведения, указанные в таблицах и схеме, можно так же сделать выбор упражнений по степени сложности взаиморасположения звеньев тела в пространстве, амплитудам выполнения упражнений, по характеру опоры и с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Равновесие относится к таким прикладным физическим способностям нашего организма, неумение пользоваться которым делает человека неловким, угловатым, боязливым. Упражнениями в равновесии совершенствуется вестибулярный аппарат, воспитываются умения и навыки сохранять устойчивость при различных положениях тела, перемещениях и при неожиданных остановках. Для этого человек должен иметь определенную силу и уметь делать соответствующие компенсаторные движения, чтобы правильно удерживать центр тяжести тела над площадью опоры. В таком случае тело находится в устойчивом положении (статическое равновесие). При динамическом равновесии это положение постоянно нарушается и восстанавливается активной работой мышц. При этом имеет важное значение правильное положение головы и вообще осанка человека, а также способность плавно; без резких толчков, изменять взаимное расположение частей тела. Всему этому гимнастки обучаются, выполняя упражнения на равновесие.

Из общеизвестных упражнений на равновесие в женской гимнастике применяются различные стойки на уменьшенной площади опоры, резкие остановки после передвижений, движения с усложненным положением туловища и простые повороты.

Упражнения в равновесии принято делить на статические и динамические.

При выполнении статических упражнений необходимо равномерно распределить тяжесть на всю ступню, особенно на все пальцы ног, не допуская расслабления мышц ног и туловища, правильно распределить мышечные усилия. Последнее становится определяющим при выполнении упражнений на динамическое равновесие, такие как остановки на носках после ходьбы, бега, подпрыгиваний и т. д. Стойку на носках (носке) можно принять технически двумя разными способами: ступая на носок (носки) прямой ноги или поднимаясь на носок (носки) спружинивая, т. е. через полуприсед на всей стопе. То же касается техники выполнения поворотов. Повороты являются одной из форм динамических упражнений на равновесие. Они бывают простые и очень сложные по технике исполнения. Послёдние не имеют широкого применения в женской гимнастике, так как требуют долгого разучивания и высокого уровня физических качеств. Тем не менее всей системой упражнений женской гимнастики функция равновесия совершенствуется успешно. Этому способствуют характерные для женской гимнастики соединения ходьбы, бега, пружинных движений, подпрыгиваний, прыжков и поворотов. На занятиях они по-разному связаны друг с другом и с танцевальными шагами. Хорошую нагрузку для вестибулярного аппарата дают махи, особенно взмахи, а также повороты во время прыжков.

Примерные упражнения

1. Ходьба по отмеченной черте, по гимнастической скамейке, лазание по гимнастической стенке.

2. Быстрые и глубокие приседания с последующим прыжком вверх.

3. Стойка на одной ноге (на всей ступне), другая в различных положениях. То же, с различными движениями свободной ногой и руками (рис. 27). То же, в сочетании с различными формами передвижений.

4. Стойка на носках, руки в различных положениях. То же, после бега, пружинных движений, приседаний и подпрыгиваний. То же, с поворотами туловища и головы, с наклоном и с изменением положения туловища (рис. 28, а б).

5. Стойка на носке одной ноги (ступая на носок и вставая через всю ступню), другая нога и руки в различных положениях. То же, с различными движе ниями свободной ногой и изменением положения туловища и рук. То же, с разбега и держать принятое положение (рис. 29).

6. Вертикальное равновесие. То же, с разбега. То же, через полуприсед на одной ноге. То же, на носке, вставая через всю ступню и ступая на носок.

7. Переднее равновесие. То же, с разбега. То же, с глубокого приседа. Повторить в темпе.

8. Круглый полуприсед. То же, с разбега. То же, с подскока. То же, на одной ноге, другая в разных положениях.

9. Спружинивая, перенос тяжести вперед и назад, махом рук вперед-кверху встать на носок.

J 1,00 et plus

14. Вертикальные прыжки (с разным положением ног). Критерий: только вращение

24 . нога вперед,

с поворотом

с поворотом на 360°

Вертик. прыжок с ногой в

или в сторону,

на 180° в полете

горизонт. положении с ½

или назад

поворота всего тела; без

остановки, c ½ поворота

туловища, подбивной

толчковой

В группировке с

15. Прыжки в группировке

25 . В группировке с

поворотом на 180°

поворотом на 360°

16. Вертикальные прыжки с поворотом

26 . С поворотом

17. Особый случай: «Бедуинский прыжок»

27 “Бедуинский”

в горизонтальной

в наклонной плоскости

плоскости

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

4. РАВНОВЕСИЯ

4.1 Общие положения.

4.1.1. Базовые характеристики:

трудности равновесий должны выполняться на полупальцах или на колене и иметь четко выраженную и фиксируемую форму (без дополнительных движений свободной ногой или опорной стопой во время трудности)

4.1.2. Мастерство предмета следует считать с того момента, когда положение равновесия зафиксировано, и до того момента, когда положение начинает меняться.

4.1.3. В упражнении возможно выполнить одно равновесие – «турлян». Все «турляны» следует начинать только после того, как позиция трудности зафиксирована, а также

не более ¼ вращения при каждом движении. Вращение, полученное от одного импульса, аннулирует ценность трудности.

Во время трудностей с «турляном» тело не может совершать подскоки (движение вверх

и вниз туловища и плеч). Данная неправильная техника аннулирует ценность «турляна» (+ ошибки исполнения).

4.1.4. Трудности с изменением формы – свободное и непрерывное движение свободной

ноги через несколько направлений и/или оси туловища гимнастки, (без взятия опоры при изменении формы) – представляют особую категорию

многосоставных трудностей. Уровень трудности подсчитывается суммированием ценностей первого и второго равновесий + 0.10 за соединение равновесий без опускания на пятку в позиции на полупальце и + 0.10 за возможный поворот туловища при изменении формы равновесия. В этом случае необходимо показать символ поворота над символом

второго равновесия. Пример: (

) F (0.60)

4.1.5. «Фуэте» баланс: () минимум 3 раза взятие опоры, с фиксацией на полупальцах каждой формы равновесия, с изменением уровня (или без), с изменением положения свободной ноги (или без), всегда с изменением направления гимнастки (как минимум один раз). Исходная ценность равновесия +0,50

4.1.6. Равновесие: () в шпагат с кругом ноги: движение ноги должно быть без остановок, последовательным, проходящим через три шпагата, с помощью в финальной позиции.

4.1.7. Техком ФИЖ по художественной гимнастике не поощряет исполнение "турлянов" и равновесий на колене.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Равновесия – таблица трудностей ()

1. С наклоном туловища

2. Наклон туловища назад

2.1.Свободная нога вперед или в сторону

3. В горизонтальном положении вперед или в сторону

Вперед «турлян» (180°) «турлян» (360°) -- в сторону

4. Шпагат вперед или в сторону

Вперед с помощью

Вперед без

Вперед или в

Вперед или в

Вперед или в

Вперед или в

в сторону с помощью

сторону «турлян»

сторону «турлян»

сторону «турлян»

сторону «турлян»

В сторону без

(180°) с помощью

(180°) без помощи

(360°) с помощью

(360°) без помощи

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

J 1,00 и выше

3. Свободная

нога назад

5 . Арабеск или

«турлян» (180°)

Аттитюд (или

«турлян» (360°)

арабеск) с наклоном

туловища назад

6. Задний шпагат или

кольцо с помощью

с помощью

«турлян» (180°)

«турлян» (360°)

7. Нога назад выше

головы или кольцо без

Задний шпагат

«турлян» (180°)

«турлян» (360°)

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

переднее

8. Переднее равновесие

равновесие

9. Переднее равновесие с ногой вверх с помощью

10. Боковое равновесие

J 1,00 и выше

4. Туловище в горизонтальном положении (равновесия)

Переднее

переднее

Переднее

переднее равновесие

переднее равновесие

равновесие

равновесие со

равновесие

со шпагатом

со шпагатом «турлян»

«турлян» (180°)

шпагатом,

«турлян» (360°)

«турлян» (180°)

свободная нога

выпрямлена или

согнута в кольцо

переднее

переднее

равновесие. шпагат

равновесие. шпагат с

с помощью

помощью «турлян»

переднее

«турлян» (180°)

равновесие (шпагат

с помощью)

боковое равновесие

равновесие

равновесие

«турлян» (360°)

«турлян»(180°)

боковое равновесие

со шпагатом без

равновесие со

шпагатом без

«турлян»(180°)

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

11. Боковое равновесие с ногой вверх с помощью

12. Заднее равновесие

4. Туловище в

горизонтальном положении (равновесия)

(продолжение)

равновесие

равновесие нога

5. Согнутая опорная нога

13 . В горизонтальном положении нога

«Казак» вперед

Постепенное

«турлян» (180°)

«турлян» (360°)

вперед или в сторону

«Казак» в

сгибание

опорной ноги

14 . Нога вверх вперед

Постепенное

«турлян»» (180°)

«турлян»»

С помощью

сгибание

опорной ноги

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

J 1,00 и выше

15. Нога вверх вперед без помощи

без помощи

Постепенное

«турлян» (180°)

«турлян» (360°)

сгибание

опорной ноги

«Казак» назад

«турлян» (360°)

16. В горизонтальном

положении

Постепенное

«турлян» (180°)

«Казак» аттитюд

сгибание опорной

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

J 1,00 и выше

18. вперед или в сторону Вперед или в сторону в горизонтальном положении

19. Нога вверх, вперед или в сторону с

помощью или без

Нога вверх,

Вперед с помощью Вперед без помощи

Боковое

В сторону с

В сторону без

равновесие с

вперед, и наклон

помощью и

туловища назад в

наклоном туловища

горизонтальное

в сторону

положение или ниже

Боковое

равновесие без

помощи и наклоном

туловища в сторону

J 1,00 и выше

8. Свободная

нога назад

Переднее

равновесие арабеск

Переднее

равновесие

-- переднее равновесие с помощью

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

5. ПОВОРОТЫ

5.1 Общие положения.

5.1.1 . Базовые характеристики:

выполняться на полупальцах (с приподнятой пяткой); иметь четко определенную амплитуду и фиксированную форму до конца вращения

5.1.2. Базовое вращение любой трудности поворота всегда 360 0 . Каждое дополнительное вращение на 3600 (без взятия опоры) повышает уровень трудности на базовую ценность данного поворота (как для изолированных, так и для поворотов с изменением формы). Небольшие подпрыгивания или опора на пятку во время вращения прерывают трудность.

5.1.3. В случае неполного поворота, по сравнению с тем, что было заявлено в карточке, поворот оценивается исходя из количества выполненных вращений (этот критерий распространяется и на повороты фуэте).

5.1.4. Поворот может заканчиваться подъемом туловища и ноги, что придает ему большую точность в конце трудности.

5.1.5. Допускается серия одинаковых поворотов (максимум 3), которые выполняются один за другим без перерыва и только с взятием опоры. Каждый поворот серии считается как отдельная трудность.

Исключение: серия одинаковых поворотов фуэте (2, 3 и более) считается как одна трудность.

5.1.6. Поворот «казак»: разрешается начальный импульс от пола с помощью кисти/кистей. Градус вращения считают, начиная с того момента, когда кисть/кисти не касается пола. Позиция считается правильной, даже если гимнастка «сидит» на опорной пятке – пятка приподнята над полом.

5.1.7. Поворот с постепенным сгибанием опорной ноги: переход от формы выпрямленной опорной ноги к форме согнутой опорной ноги должен быть медленным и четко постепенным.

5.1.8. Повороты с изменениями форм представляют отдельную категорию, в которых переход от одной формы к другой выполняется без взятия опоры. Если гимнастка опускает пятку

на пол, поворот аннулируется. Каждая составляющая поворот форма должна, как правило, иметь вращение на 3600 . Переход свободной ноги от одной формы к другой осуществляется произвольно, не задерживаясь, как можно более простым способом.

5.1.9. Ценность поворота с изменением формы складывается следующим образом:

поворот, включающий 2 формы: к ценности 1-ой формы (база 3600 ) + ценность 2-ой формы (база 3600 ) + 0,10 за соединение поворотов без взятия опоры;

поворот, включающий 3 формы: к ценности 1-ой формы (база 3600 ) + ценность 2-ой формы (база 3600 ) + ценность 3 формы + 0,10 + 0,10 за два соединения и т.д.

5.1.10. Ценность поворотов «фуэте» подсчитываются следующим образом: ценность базы (3600 ) + 0.20 за каждое дополнительное вращение.

0,30 (ценность 1-го пов.) + 0,30 (ценность 2-го пов.)+ 0,40

(ценность 3-го пов.)+,10 + 0,10 за 2 два соединения без

взятия опоры = 1,20

База + дополнительно 3600

0,30 (ценность 1-го пов.)+0,40 (ценность 2-го пов.)+ 0,10 за

соединение + 0,30 за дополнительные 3600 в 1-ом

повороте = 1,10

BBB ) I

база 3 пов. фуэте по 3600

0,60 (ценность 1-го пов. – 1 трудность)+ 0,20 (ценность

каждый + без взятия опоры

2-го пов.)+ 0,10 (за соединения без взятия опоры) = 0,90

сразу переход в поворот 3600 -

боковой шпагат с помощью