Статуя юлия цезаря. Три мифа про юлия цезаря. Бюст Юлия Цезаря, I в. по Р. Х

Бюст Юлия Цезаря из коллекции Британского музея. Фотография Роджера Фентона, сделанная по заказу Британского музея. Ориентировочно 1856 год Royal Photographic Society

Юлий Цезарь, наверное, самый известный персонаж античной, да и всей древней истории. Соперничать с ним может разве что Александр Македонский. Про Цезаря написаны бесчисленные тома научных трудов, популярных биографий и художественной литературы. В кино его играли такие выдающиеся актеры, как Джон Гилгуд, Рекс Харрисон, Клаус Мария Брандауэр и Киран Хайндс. Вокруг любой выдающейся исторической личности рано или поздно нарастает шелуха мифов и преданий. Не избежал этого и Цезарь.

Миф 1. Его звали Кай Юлий Цезарь

Начнем с имени. У Цезаря, как практически у каждого римского мальчика из хорошей семьи, было три имени: во-первых, преномен, или личное имя (Gaius), — их в Древнем Риме было очень немного, Гай входило в число самых распространенных; во‑вторых, номен, или родовое имя (Iulius), и в-третьих, когномен, изначально прозвище с каким‑то словарным значением, прикрепившееся к ветви рода и ставшее наследственным (Cicero — Горошина, Naso — Носатый). Что значило слово Caesar — неизвестно. Объяснений было много: сам Цезарь утверждал, что это «слон» на «мавританском языке», а Плиний Старший возводил слово к глаголу caedo, «резать, вырезать», утверждая, что самый первый Цезарь (не наш, а кто‑то из его предков) появился на свет из разрезанной матки, то есть в результате процедуры, впоследствии известной как кесарево сечение. Уже благодаря славе именно нашего Юлия Цезаря его когномен в разных формах вошел во многие языки мира как синоним правителя — кесарь, кайзер, царь.

Вариант Кай (а не Гай) Юлий Цезарь в обыденной речи бытует очень давно. Встречается он и в литературе: например, в фантастической повести «Призраки» Тургенева, в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова или в «Белой гвардии» Булгакова. Поиск по корпусу текстов русской литературы выдает 18 результатов по запросу «Кай Юлий» против 21 — «Гай Юлий», практически поровну. Иван Ильич у Толстого вспоминает пример из «Логики» немецкого философа-кантианца Иоганна Готтфрида Кизеветтера: «Кай — человек, люди смертны, потому Кай смертен» (у Кизеветтера: «Alle Menschen sind sterblich, Caius ist ein Mensch, also ist Caius sterblich»). Это тоже, конечно, «Кай» Юлий Цезарь. В языках с графикой на основе латиницы вариант Caius вместо Gaius также продолжает встречаться — не только в романах, но и, например, в книгах современного британского популяризатора античности Эдриана Голдсуорти. Такое написание — результат не то чтобы недоразумения, но своеобразного древнеримского представления о верности традициям.

Хотя в латинском языке звуки [k] и [g] всегда различались, на письме это различие поначалу не отражалось. Причина была в том, что в этрусском (или каком-то другом североиталийском) алфавите, из которого развился латинский, не было смычного [g]. Когда объемы письменной информации стали увеличиваться, а грамотность распространяться (в античности в принципе было не так много свободных людей, не умеющих хотя бы на примитивном уровне читать и писать), возникла необходимость как-то различать буквы, обозначающие непохожие звуки, и к C приделали хвостик. Как отмечает лингвист Александр Пиперски, буква G — это нововведение с диакритическим значком типа буквы Ё, только более успешное в исторической перспективе. Букву Ё, как известно, популяризовал Карамзин, а римские любители древностей зафиксировали, что G ввел в алфавит некий Спурий Карвилий — вольноотпущенник и первый в Риме владелец частной начальной школы — в III веке до н. э.

Большая буква C, обозначающая звук [g], часто использовалась в качестве инициала имен Гай и Гней (C и CN соответственно). Такие инициалы встречались в посвятительных надписях, на надгробиях и в других контекстах повышенной важности. Римляне к подобного рода вещам относились очень невротично и предпочитали ничего в них не менять. Поэтому в надписях начиная со II века до н. э. мы нередко видим букву G там, где ей быть положено (например, в слове AVG, сокращении от Augustus), но при этом имя Гай сокращается по старинке как С. То же самое с именем Гней, которое сокращается как CN (однако форма «Кней», насколько мне известно, по-русски нигде не встречается).

Скорее всего, именно эта двусмысленность и стала причиной раздвоения популярного римского имени на правильное Гай и ошибочное Кай. Кай из «Снежной королевы» Андерсена с большой вероятностью не имеет отношения к Цезарю — это распространенное скандинавское имя, и про его происхождение есть много других этимологических гипотез, в основном восходящих к фризским языкам.

Миф 2. Мы знаем, как он выглядел

Давайте посмотрим на несколько скульптурных портретов.

Первый — так называемый тускуланский портрет, раскопанный в 1825 году Люсьеном Бонапартом (братом Наполеона I). Он хранится в Музее древностей города Турина. К этому же типу относится еще несколько скульптурных изображений, хранящихся в Национальном римском музее, Эрмитаже, Новой глиптотеке Карлсберга в Копенгагене и др.

Тускуланский портрет из Музея древностей Турина. Датируется 50–40 годами до н.э. © Gautier Poupeau / Wikimedia Commons

Копия с тускуланского портрета. I век до н. э. - I век н. э. © J. Paul Getty Trust

Копия с римского оригинала I века н. э. Италия, XVI век © Государственный Эрмитаж

Второй распространенный тип портретов Цезаря — так называемый бюст Кьярамонти (сейчас хранится в Музеях Ватикана). К нему примыкает еще один бюст из Турина, скульптуры из Пармы, Вены и ряд других.

Бюст Кьярамонти. 30-20 годы до н.э. ancientrome.ru

Знаменитый «Зеленый Цезарь» хранится в Берлинском античном собрании.

«Зеленый Цезарь» из экспозиции Старого музея. I век до н. э. Louis le Grand / Wikipedia Commons

Наконец, осенью 2007 года со дна реки Роны в районе французского города Арля был поднят еще один предполагаемый бюст Юлия Цезаря.

Бюст Юлия Цезаря из Арля. Ориентировочно 46 год до н. э. IRPA / Musée Arles Antique / Wikipedia Commons

Хорошую подборку скульптурных портретов Цезаря можно также посмотреть вот .

Заметно, что даже внутри одного типа портреты не очень схожи между собой, а если сравнивать один тип с другим, и вовсе неясно, как это может быть один и тот же человек. При этом древнеримская портретная скульптура отличалась очень высоким уровнем реализма и стабильно достигала портретного сходства. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на многочисленные портреты более поздних императоров — Августа, например, или Марка Аврелия. Их нельзя перепутать ни между собой, ни с кем-либо еще.

В чем же дело? Дело в том, что почти все дошедшие до нас античные скульптурные портреты не подписаны и их атрибуция — дело в высшей степени гадательное. Подписанные портретные изображения встречались только на монетах, причем Цезарь был первым из римлян, чье изображение появилось на монетах при его жизни (произошло это в 44 году до н. э., а уже 15 марта этого года, в приснопамятные Мартовские иды, он был убит). Денарий Цезаря, отчеканенный чиновником по делам монетного двора Марком Меттием, стал образцом для всех позднейших монет императорского времени.


Аверс дена-рия Мар-ка Мет-тия с изображением Юлия Цезаря. 44 год до н. э. Museum of Fine Arts / Bridgeman Images / Fotodom

55-летний Цезарь изображался на денарии с реализмом, характерным для позднереспубликанской эпохи: очень длинная шея со складками, выступающий кадык, морщинистый лоб, худое лицо, в некоторых версиях — морщины в уголках глаз, венок, которым, по слухам, Цезарь камуфлировал плешь. Но все-таки монета — особый жанр, и атрибуция скульптурного бюста на основании стилизованной нумизматической картинки — дело ненадежное. Конечно, археологи из Арля хотели, чтобы про римский бюст выдающегося качества — что, бесспорно, редкая находка — узнало как можно больше народу, да и финансированию работ это тоже должно было помочь. А для такой цели «бюст Юлия Цезаря» подходит больше, чем «бюст неизвестного римлянина». С той же осторожностью надо относиться и ко всем остальным скульптурным изображениям «Юлия Цезаря».

В том, как публика представляет себе того или иного персонажа, репутация нередко оказывается важнее правдоподобия. Если поискать по картинкам в Google императора Вителлия, нам в первую очередь покажут бюст из Лувра, изображающий тучного, высокомерного человека с тройным подбородком. Это хорошо соотносится с образом императора, который, по словам Светония, «больше всего отличался обжорством и жестокостью». Но сохранившиеся монеты показывают совершенно другое лицо — человека тоже нехудого, но уж точно не курносого.

Бюст мужчины (псевдо-Вителлий). Копия с более ранней скульптуры. XVI век © Wikimedia Commons

Денарий императора Вителлия. 69 год © Wikimedia Commons

Миф 3. Он мог делать несколько дел одновременно

Вам никогда не приходилось слышать от мамы или бабушки «Не читай за едой, ты не Гай (или Кай) Юлий Цезарь»? В основе этого предупреждения — представление о том, что Цезарь мог делать несколько дел одновременно и что такого рода многозадачность была его уникальным свойством, большинству людей недоступным.

Во-первых, этот мем больше всего распространен в России. В западно-европейских культурах нет такого устойчивого выражения, хотя сам факт известен и иногда упоминается. Однако найти его в источниках не так просто. Светоний в жизнеописании Цезаря об этом не говорит ничего. Плутарх, со ссылкой на некоего Оппия, отмечает, что Цезарь «во время похода упражнялся еще и в том, чтобы, сидя на коне, диктовать письма, занимая одновременно двух или даже... еще большее число писцов». Это замечание вставлено между упоминанием залихватской физической ловкости («Он умел, отведя руки назад и сложив их за спиной, пустить коня во весь опор» — если вам кажется, что это не так уж и сложно, напоминаю, что античные всадники не пользовались стременами) и рассказом об изобретении СМС («Говорят, что Цезарь первым пришел к мысли беседовать с друзьями по поводу неотложных дел посредством писем, когда величина города и исключительная занятость не позволяли встречаться лично»).


Юлий Цезарь диктует свои изречения. Картина Пеладжо Паладжи. XIX век Palazzo del Quirinale / Bridgeman Images

Несколько подробнее об этой особенности говорит Плиний Старший в своем монументальном труде «Естественная история». Он находит живость ума, отличавшую Цезаря, беспрецедентной: «Сообщают, что он умел писать или читать и одновременно — диктовать и слушать. Он мог диктовать своим секретарям по четыре письма одновременно, причем по самым важным вопросам; а если не был занят ничем другим — то и по семь писем». Наконец, Светоний в жизнеописании Августа замечает, что Юлий Цезарь во время цирковых игр «читал письма и бумаги или писал на них ответы», за что подвергался нареканиям, — и Август прилагал усилия к тому, чтобы не повторять этой пиар-ошибки приемного отца.

Мы видим, что речь идет не о настоящем параллельном процессинге, а (как это происходит и у компьютеров) о быстром переключении с одной задачи на другую, о грамотном распределении внимания и расстановке приоритетов. Жизнь публичного человека в античности ставила перед его памятью и вниманием задачи, несопоставимые с теми, которые приходится решать современным людям: например, любая речь, даже многочасовая, должна была заучиваться наизусть (возможности для импровизации, конечно, существовали, но общую канву в любом случае приходилось держать в голове). Тем не менее даже на этом фоне способности Цезаря производили на современников неизгладимое впечатление.

Наполеон Бонапарт, чье стремление имитировать и превзойти Цезаря хорошо документировано, тоже славился умением диктовать до семи писем одновременно и, согласно воспоминаниям одного из секретарей, барона Клода Франсуа де Меневаля, относил эту свою сверхспособность к виртуозному владению техникой, которая на современном менеджерском жаргоне называется компартментализацией. «Когда я хочу отвлечься от некоторого дела, — говорил, по словам Меневаля, Наполеон, — я закрываю ящик, в котором оно хранится, и открываю другой. Два дела никогда не смешиваются, не беспокоят и не утомляют меня. Когда я хочу уснуть, я закрываю все ящики». Эта система с пространственной визуализацией тем или задач тоже восходит ко временам классической древности.

Бонус-трек. Где был убит Юлий Цезарь?


Смерть Юлия Цезаря. Картина Жана Леона Жерома. 1859-1867 годы Walters Art Museum

Цезарь был убит по пути на заседание Сената. Этот факт, совмещенный с авторитетом Шекспира (который помещает сцену покушения куда-то возле Капитолия — то есть, возможно, на Форум, над западной частью которого и возвышается Капитолийский холм), создает у многих ошибочное впечатление, что он был убит непосредственно в здании Сената. Здание Сената стоит на Форуме и сейчас и даже называется Юлиевой курией. Но во времена Цезаря его там не было: старая курия сгорела во время беспорядков, предшествовавших его правлению, он велел построить новую, но не успел ее увидеть (она была достроена при Августе; сохранившееся до наших дней здание еще более позднее, времен императора Диоклетиана).

Пока постоянное место для заседаний отсутствовало, сенаторы собирались где придется (эта практика существовала всегда и не прекратилась после строительства курии). В данном случае местом заседания был портик недавно возведенного Театра Помпея; там заговорщики и набросились на Цезаря. В наши дни эта точка находится на площади, которая называется Ларго-ди-Торре-Арджентина. На ней в 1920-х годах были обнаружены развалины четырех очень старых храмов республиканской эпохи. При Августе место убийства Цезаря было замуровано как проклятое, а рядом устроили общественную уборную, остатки которой можно разглядеть и сегодня.

Источники

  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Божественный Юлий.
  • Кай Плиний Секунд. Естественная история.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр и Цезарь.
  • Balsdon J. P. V. D. Julius Caesar and Rome.
  • Goldsworthy A. Caesar: Life of a Colossus.

    New Haven; London, 2008.

  • A Companion to Julius Caesar.

Теперь мы с вами заглянем в храмы Рима, побродим по развалинам римского Форума и полюбуемся другими достопримечательностями.

Начнём с Пантеона. В переводе с др. греч. - Храм всех богов. Это одна из главных достопримечательностей Рима, самая большая из сохранившихся купольных построек и вплоть до XIX в. не имеющая себе равных. Первое здание Пантеона было построено консулом Марком Агриппой в 27-25 годах до рождества Христова. После пожаров в 80 году н. э. и в начале II века н. э., Пантеон был заново отстроен. В 126 году н. э. император Адриан скромно оставил на его фронтоне имя первостроителя. Надпись гласит: - "Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это".

Согласно преданию, с этого места 5-го июля 717 г. до н. богом Марсом был вознесён на небеса основатель Рима - Ромул.

Храм представляет собой уникальное сооружение и большое инженерное достижение античности. Диаметр его купола - 43 м., на вершине свода круглое отверстие диаметром 9 м., через которое внутрь проникает свет в виде гигантского луча цилиндрической формы. Кроме входной двери и этого отверстия, других источников света нет.

Внутреннее убранство Пантеона постоянно изменялось. При Агриппе, в центре храма, была установлена огромная статуя обожествлённого Юлия Цезаря, а по сторонам статуи Марса, Венеры, Сатурна, Нептуна и других богов.

1 ноября 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников.

Под статуей "Мадонна на скале" находится гробница Рафаэля (1483-1520). Место захоронения в Пантеоне и то, как оно должно быть оформлено, великий мастер указал в своём предсмертном завещании. Саркофаг установлен по приказу папы Григория XVI. Надпись гласит: - "Здесь лежит Рафаэль, кем опасалась Природа стать побеждённой навек и умереть вместе с ним". Слева от скульптуры бюст Рафаэля из чёрного мрамора (cоздан в 1833 г. скульптором Giuseppe Fabris).

В саркофаге из красного мрамора похоронен второй король Италии Умберто I.

Фреска с картины неизвестного художника (1686 г. из Бари) "Мадонна с поясом и св. Николай". "Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба" т. к. он опоздал на погребение и долго плакал возле гроба.

"Благовещение" Считается, что эта фреска выполнена Melozzo (Ambrosi) da Forli в его римский период (1480-84 г.)

Гробница первого короля Италии Виктора Эммануила II. (умер в 1878 г.). "PADRE DELLA PATRIA" - Отец отечества.

Теперь мы заходим в церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. "Капите", лат. (Capute) - голова, стоит в названии церкви, т. к. в ней хранится реликвия, голова Иоанна Крестителя.

Внутреннее убранство. Базилика отделана мрамором, богато украшена картинами известных живописцев, позолотой, статуями, фресками и реликвиями.

Главной реликвией церкви, является голова (часть черепа без челюсти) Иоанна Крестителя. Она находится в часовне, справа от входа в церковь. Сомневаться в подлинности этой реликвии считается кощунством, но до сегодняшнего дня вопрос остаётся, т. к. католицизм считает, что подлинная голова хранится в этой церкви, исламская традиция считает, что в мечети Омейядов, в Дамаске. Поклоняются этой реликвии также в Амьене (Франция), привезённой туда из четвёртого крестового похода, в турецкой Антиохии и в одном из монастырей Армении.

Фигура Богоматери оплакивающей Христа.

Заглянем ещё в одну церковь - базилика Сан Петро ин Винколи.

На заднем плане интерьера виден главный алтарь, в нижней части которого, в ковчеге хранятся цепи Св. Апостола Петра (отсюда и название храма). Первая часть цепей из Иерусалимской темницы (42 г.), вторая часть - римская, при Нероне из Мамертинской тюрьмы (64 г). В храме находятся гробницы художника Антонио Полайоло и могущественного папы Юлия II,
В левом нефе обращает на себя внимание барельеф, изображающий смерть с белыми крыльями и косой.

Как объяснила экскурсовод, помещена она здесь, чтобы не забывали и её, как вечную спутницу жизни земной. Может она и права. Итальянцы, не без известной доли иронии, называют это произведение "Белокрылая Сеньора с косой".

Стены храма украшают работы великих мастеров.

Мы снова на улице. Слева от курии Юлия вы видите несколько колонн. Это один из древнейших храмов - храм Сатурна, вернее то, что от него осталось, восемь колонн, шесть из серого гранита по фасаду и две из красного по бокам.

Предполагают, что храм был построен в 489 году до н. э. после победы над этрусскими царями в честь бога Сатурна, которого римляне считали своим покровителем. Внутри храма стояла статуя Сатурна из золота и слоновой кости. После окончания земледельческих работ, в последнюю неделю декабря начинался праздник Сатурналий. Статую выносили из храма для шествия, приносились жертвы богу Сатурну, потом начиналось всеобщее пиршество и веселье. Возможно отсюда и пришла традиция устраивать праздник урожая в нынешнее время.

Общий вид на развалины Императорских форумов.

Остатки храма в виде трёх колонн, расположенных на форуме Юлия Цезаря.

Форум Цезаря был построен в 54-46 гг. до н. э. (на фото его остатки).

Памятник Юлию Цезарю - бронзовая копия статуи, находящейся в Капитолии. Установлен недавно. Аббревиатура на постаменте лат. S.P.Q.R. - Senatus Populusque Romanus (Сенат и граждане Рима), часто встречается во многих исторических местах города.

Гай Юлий Цезарь родился 13 (12) июля 100 (102) года до н. э. Убит 15 марта 44 г. до н. э. Древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель. В разное время, трижды женат. Дети: Юлия Цезарис (дочь от первого брака) и Птолемей XV Цезарион (под сомнением - внебрачный сын от связи с Клеопатрой). Своими завоеваниями Цезарь расширил границы римской державы до Британских островов. Он также провёл очень важные государственные реформы, изменил календарь, который мы сейчас называем Юлианским. Месяц, в котором он родился, назван в честь его имени - июль, а в честь его приемника, усыновлённого по завещанию племянника Октавиана Августа - месяц август. Жизнь и деятельность Юлия Цезаря подробно описана в разных источниках, в том числе в его собственных "Записках" (мемуарах), а также в биографиях, характеристиках и отзывах о нём (порой разнополярных), написанных его современниками. В их числе древнеримский политик и философ, блестящий оратор, Цицерон. Так-что предлагаю вам самим ознакомится с этими материалами. От имени Цезаря произошли впоследствии русские слова - "царь", "кесарь" и немецкое - "кайзер"

В центре - церковь Санта Мария ин Космедин. Возведена на руинах храма Геркулеса в VIII веке. Изящная звонница украшающая город видна издалека, построена в XII веке.

Раскопки остатков храмового комплекса времён римской республики на площади Торре-Арджентина. До сего времени не установлено, кому посвящены эти четыре храма и пока названы условно - A, B, C и D. Известно, что в I веке до н. э. вокруг этих храмов стояли общественные здания - цирк, театр, Курия Помпея и др.

Площадь колонны названа так потому, что на ней расположена мраморная Колонна Марка Аврелия (41,5 м.).

Колонна полая, внутри неё имеется винтовая лестница с 190-200 ступенями. Раньше на вершине колонны была установлена скульптура Марку Аврелию в честь победы над германцами и сарматами в Маркоманской войне. Вся поверхность колонны богато украшена барельефами, изображающими сцены из этой войны. Маленькие отверстия, что видны вдоль колонны, это окошечки для освещения лестницы внутри колонны.

В XVI веке статуя Марка Аврелия была утеряна и в 1589 году, по указанию папы Сикста V, вместо неё была установлена бронзовая статуя Апостола Павла. Св. Павла часто изображают с мечом в руке, т. к. до знакомства с Иисусом Христом, он был фарисеем и принимал участие в гонениях на первых христиан.

Улица Императорских форумов.

Когда-то здесь кипела жизнь и эти форумы были забиты толпами римлян. Здесь решались их судьбы и судьбы других народов. На фото слева - Храм Антонина и Фаустины. Построен в 141 г. н. э. по приказу императора Антонина Пия в честь его умершей жены Фаустины.

На переднем плане - часть сохранившегося пятиэтажного древнеримского жилого дома "Инсула Арачели", II в. н. э., в северной части Капитолийского холма, обнаруженного при раскопках во время строительства монумента Витториано. В одном из верхних этажей, во времена средневековья, была встроена церковь.

Вид на город с выступа монумента Витториано.

Витториано (итал. Vuttoriano) - монумент в честь первого короля объединённой Италии. Строился с 1885 по 1935 годы. В центре монумента, на выступе - двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ним стоит статуя богини Ромы. Ещё ниже - могила Неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне, так называемый "Алтарь Отечества" и постоянный Почётный караул. Римляне недолюбливают это сооружение, т. к. оно контрастирует с окружающими строениями и иронически называют его: - "Пишущая машинка*, "Свадебный торт", "Вставная челюсть" и т. пр.

Продолжение следует...

Адрес: Италия, Рим, Римский форум
Основные достопримечательности: храм Венеры
Координаты: 41°53"38.3"N 12°29"06.3"E

Содержание:

Краткое описание

Благодаря неустанной работе археологов и историков, в Риме> один за другим появляются на свет все новые и новые памятники истории и архитектуры. Удивительно, но практически с любого высотного здания в Риме можно увидеть руины какого-либо комплекса, относящегося к периоду расцвета Римской империи.

Форум Цезаря с высоты птичьего полёта

К одной из таких достопримечательностей, открытых учеными сравнительно недавно, можно отнести форум Цезаря, который, к слову, считается первым императорским форумом, возведенным на территории современной столицы Италии.

Форум Цезаря, несмотря на свои небольшие размеры (170х75 метров), довольно популярен среди туристов . Связано это, в первую очередь, с историей его строительства. Да и имя Гая Юлия Цезаря знает практически каждый цивилизованный и более-менее грамотный житель нашей огромной планеты. До наших дней сохранились лишь руины комплекса, в который входили многочисленные статуи, базилика и храм.

Вид на храм Венеры

Строительство форума Цезаря

Как известно из истории, Гай Юлий Цезарь был величайшим и бесстрашным полководцем, воином, не знавшим страха, и сражавшийся со своим легионом на местах самых кровопролитных сражений. Кроме этого, у Цезаря был врожденный талант стратега и политика, благодаря нему он стал императором Римской империи, которого уважали не только аристократы, но и народ. В 54 году до нашей эры Цезарь решил построить свой собственный форум.

Для этого он доверил Марку Тулию Цицерону, который слыл в народе не только философом, оратором и политиком, способным своими речами вызвать восторг и поклонение у публики, огромную по тем временам сумму: 60 миллионов сестерциев для покупки земли. В некоторых источниках встречается информация, что сумма для покупки участка под строительство форума Цезаря была значительно выше, и равнялась приблизительно 100 миллионам сестерциев.

Гай Юлий Цезарь не был самовлюбленным и эгоистичным правителем, как, например, Нерон, и новый форум Цезаря предполагалось построить, как часть легендарного Римского форума . Форума, который считался главной площадью античного Рима.

В 48 году до нашей эры состоялась знаменитое сражение войск Юлия Цезаря с армией его бывшего друга Помпея. Тогда противнику удалось заманить Цезаря в ловушку, и решающей битвы было не избежать. Войска Помпея в несколько раз превосходили 30-ти тысячную армию Цезаря, и будущий император поставил на кон все, в том числе, и свою жизнь. Утром, незадолго до сражения, Гай Юлий Цезарь дал обет своей покровительнице Венере, от которой по преданию и происходи род Юлиев, что если его войско победит армию своего бывшего друга, который подло предал его в свое время, он незамедлительно отдаст приказ о строительстве на его форуме Храма в честь великой Венеры. Справедливости ради стоит отметить, что в 48 году до н.э. строительство форума только начиналось.

Те, кто хоть немного знаком с историей Римской империи и «вечного города» знает, что решающее сражение началось у Фарсалы. Неизвестно, что в те времена сыграло решающую роль – помощь Венеры или же талант Цезаря, но Помпей с его превосходящим войском был полностью разбит и вынужден был бежать в Египет . В этой стране, где почитали Клеопатру и Цезаря, Помпея зарезали, едва он ступил на берег. Сражение у Фарсалы стало знаковым, и на форуме Цезаря было сразу же решено воздвигнуть храм Венеры , который стал, пожалуй, центральным зданием всего комплекса. В самом храме Венеры, по документам, составленным древними летописцами, находилась огромная статуя Венеры и самого Цезаря верхом на лошади. Они были выполнены из бронзы и покрыты золотом. Не забыл император и о своей возлюбленной Клеопатре: ее огромный портрет также украшал одну из стен храма Венеры.

Кроме этого величественного сооружения, которое еще в течение нескольких столетий вызывало восторг у гостей Рима, была построена Серебряная базилика, выполняющая роль биржи, где происходил обмен денег. Удивительно, не правда ли? И цензоры, и биржи появились еще в Древнем Риме. Археологи, показавшие миру форум Цезаря, в своих отчетах писали, что ими были найдены остатки магазинов и даже мастерских, которые удалось вместить на таком небольшом пространстве. Увы, до наших дней, они, естественно, не сохранились, так как по большей части были выполнены не из камня, а из недолговечного дерева. Интересен еще и тот факт, что большинство строений были возведены из личных трофеев Цезаря, которые достались ему в ходе войны с галлами.

Форум Цезаря: история и наши дни

Незадолго после убийства Цезаря его форум пришел в упадок и лишь в 113 году нашей эры вновь ожил благодаря реконструкции, проведенной по приказу Траяна . Инаугурация нового императора прошла в Храме Венеры, в честь чего в нем была возведена новая колонна, получившая название колонна Траяна. Удивительно, но благодаря исследованию древних документов, известна даже точная дата второй церемонии открытия форума Цезаря – 12 мая 113 года.

В наши дни многочисленные туристы могут видеть, что раскопки на территории форума Цезаря не прекращаются. Благодаря ним проливается свет на события, произошедшие во времена расцвета Римской Империи. Наши современники не забыли имя, пожалуй, самого величайшего императора Гай Юлия Цезаря. В его честь не так давно на территории руин форума Цезаря была установлена бронзовая копия статуи императора, с оригиналом которой можно познакомиться в Капитолии.

На прошлой неделе французскими археологами в русле реки Роны, близ города Арля, было сделано сенсационное открытие. Найден бюст Гая Юлия Цезаря. Ученые полагают, что это единственный прижизненный портрет, в отличие от всех до сих пор известных изображений головы Цезаря, которые были созданы в более позднее время. Сюрпризом оказалось то, что полководец и император выглядит иначе, чем мы его представляли.

"Говорят, он был высокого роста, светлокожий, хорошо сложен, лицо чуть полное, глаза черные и живые. Здоровьем он отличался превосходным", — сообщает древнеримский писатель и историк Светоний (ок. 70-130/40), описывая Гая Юлия Цезаря. Будучи секретарем при императоре Адриане, Светоний мог черпать свои сведения из надежного архивного источника. "За своим телом он ухаживал слишком даже тщательно, и не только стриг и брил, но и выщипывал волосы, и этим многие его попрекали. Безобразившая его лысина была ему несносна, так как часто навлекала насмешки недоброжелателей. Поэтому он обычно зачесывал поредевшие волосы с темени на лоб; поэтому же он с наибольшим удовольствием принял и воспользовался правом постоянно носить лавровый венок".

То, что он нашел бюст мужчины, чей портрет оставил нам когда-то Светоний, был уверен французский исследователь античности Люк Лонг (Luc Long), сделавший находку близ Арля: "Я сразу узнал его".

Настоящее открытие уже сейчас можно с полным основанием считать первостепенным, если учесть, что со времен античности сохранилось только 20 или 25 изображений римского полководца и диктатора. Однако находка станет подлинной сенсацией, если исследователям удастся подтвердить, что бюст из Арля — единственное прижизненное изображение Цезаря.

Возможно, что бюст изваян между 49 и 46 г. до н. э. Следовательно, он оказывается древнее, чем голова Цезаря из Тускулума, которую обычно принято датировать 44-м годом, годом смерти Цезаря или несколько позднее.

Вероятнее всего, изображение сделано в 46-м году, когда, как принято считать, был основан город Арль. Тогда Цезарю было 54 года, двумя годами ранее он разбил Помпея в битве при Фарсале, захватил Александрию, с царицей Клеопатрой зачал сына и — в апреле 46 года — в провинции Африка разгромил войска сенаторов Метелла Сципиона и Катона.

Он был на пике могущества, когда начал удовлетворять требования своих ветеранов, наделяя их земельными участками. Части его шестого легиона поселились в колонии Арелат (Arelate), сегодняшний город Арль.

Изображение из Роны демонстрирует хорошо пожившего человека, который уже кое-что испытал на своем веку. Цезарь управлял Галлией с 58 года, когда стал наместником в провинции. В Галлии он видел войну, испытал поражения и неоднократно смотрел в глаза смерти, прошагал неисчислимое количество километров. Множество морщин, массивная голова, жидкие волосы, все это заставляет отнести найденный портрет к ряду изображений высокопоставленных деятелей времен Римской республики, которые в отличие от своих греческих образцов мало идеализируют персонажа, стараясь передать его индивидуальные черты.

Несмотря на невероятное обилие морщин на лице, Хансгерд Хелленкемпер (Hansgerd Hellenkemper), директор римско-германского музея в Кельне, хочет видеть в находке портрет Цезаря. В интервью "Вельт", он отметил, что лицо "сказочно сохранилось", несет на себе "республиканские черты", однако артефакт, пожалуй, скорее стоит датировать периодом принципата Августа. Коллеги из Арля, по его мнению, не являясь экспертами в области римского портрета, ошиблись. Датировать находку он считает возможным лишь на основании признаков, характерных для этого стиля. Однако уже сейчас для Хелленкемпера ясно одно: "Вокруг этого портрета разгорится общеевропейская дискуссия".

Дрезденский историк античности и биограф Цезаря Мартин Йене (Martin Jehne) называет ронскую находку сенсацией и приводит её, как сенсационный пример улучшения методов подводной археологии. При этом он критикует выводы, сделанные Люком Лонгом на основании его открытия. Он говорит, "что бюст бросили в реку после убийства Цезаря. Тогда считалось плохим тоном быть его приверженцем".

Такая интерпретация, по мнению Йене, возможна, потому что уже через несколько дней после убийства Цезаря в мартовские иды (15 марта) — 44 сторонника диктатора и его убийцы искали компромисс. Их не преследовали. За короткий промежуток времени между сообщением о смерти и политическом перемирии никакая община не началась

бы с иконоборчества, учитывая, что она состояла по большей части из ветеранов Цезаря. Вероятнее всего они взялись бы за оружие и влились бы в вооруженные ряды сторонников Цезаря. В конце концов, они были обязаны своему полководцу не только основанием колонии, но и землям, на которых жили.

Найденный бюст Цезаря может быть скорее объяснен другими историческими причинами. После его победы над сыновьями Помпея при Мунде в Испании в 45-м году, сенат решил провести триумф. Цезарь стал пожизненным диктатором. Во всех городах должны были устанавливаться его статуи, как сообщает историк Аппиан.

Это означает, что в течение нескольких месяцев между возвращением Цезаря в Рим и его убийством большое количество статуй должно было быть изъято. Источники сообщают, что после мартовских ид несколько изображений в Риме были изъяты на переделку, а их дальнейшее производство прекращено. Изображение Цезаря из Тускулума могло появиться в этой связи. Для этого должны были иметься образцы, к которым, вероятно, может относиться и изображение из Роны. Это позволило бы считать ронскую находку — "частью всемирного культурного наследия", полагает Люк Лонг.

Правда, остается вопрос, почему до сих пор был найден только один прижизненный портрет Цезаря. Вероятно, это также связано с большой политикой. На Востоке убийцы Цезаря развязали большую войну против его сторонников и вряд ли бережно обошлись со статуями диктатора. Позже, после своей кровавой победы, приемный сын Цезаря Октавиан не испытывал большого интереса рассматривать свое господство в рамках традиции предков. Наконец, он открыто демонстрировал свои монархические амбиции, выраженные по восточному образцу. Август, который позиционировал себя как первого гражданина — принцепса, осознанно хотел выделяться на этом фоне и в своей пропаганде воздерживался от выражения культа предков.

Только в конце 1 века нашей эры Цезаря стали почитать как основателя Империи и соответствующим образом воздвигать ему статуи и памятники. На них его облику придавали благородные черты и тонко сработанные резцом волосы. Прежние сохранившиеся изображения Цезаря имеют мало общего со строгими чертами человека, найденного на дне Роны.

Мужественный человек и обольститель женщин Гай Юлий Цезарь – великий римский полководец и император, прославившийся военными подвигами, а также характером, из-за которого имя правителя стало нарицательным. Юлий – один из самых известнейших правителей, кто был при власти в Древнем Риме.

Точная дата рождения этого человека неизвестна, историками принято считать, что Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до нашей эры. По крайней мере, такую дату используют историки большинства стран, хотя во Франции принято считать, что Юлий родился в 101 году. Немецкий историк, живший в начале 19 века, был уверен, что Цезарь родился в 102 до н.э., однако предположения Теодора Моммзена не используются в современной исторической литературе.

Такие разногласия биографов вызваны античными первоисточниками: древнеримские ученые также расходились во мнении по поводу истинной даты рождения Цезаря.

Римский император и полководец происходил из знатного рода патрициев Юлиев. Легенды повествуют, что эта династия началась с Энея, который, согласно древнегреческой мифологии, прославился в Троянской войне. А родители Энея – выходец из рода дарданских царей Анхис и богиня красоты и любви Афродита (по римской мифологии Венера). Историю о божественном происхождении Юлия знал римский нобилитет, потому что эта легенда была успешно разнесена родственниками правителя. Сам Цезарь при удобном случае любил вспоминать, что в его роду были Боги. Ученые выдвигают гипотезы, что римский правитель происходит из рода Юлиев, которые были правящим сословием в начале основания Римской республики в V-IV веках до н.э.


Ученые также выдвигают различные предположения по поводу прозвища императора «Цезарь». Возможно, один из династии Юлиев родился посредством кесарева сечения. Название процедуры произошло от слова caesarea, что означает «королевский». По другому мнению, кто-то из римского рода родился с длинными и неряшливыми волосами, что обозначалось словом «caeserius».

Семья будущего политика жила в достатке. Отец Цезаря Гай Юлий служил на государственной должности, а мать происходила из знатного рода Котт.


Хотя семья полководца была состоятельной, детство Цезарь провел в римском районе Subura. Этот район был полон женщин легкого поведения, а также там проживали по большему счету бедняки. Античные историки описывают Субуру как грязный и сырой район, лишенный интеллигенции.

Родители Цезаря стремились дать сыну отличное образование: мальчик изучал философию, поэзию, ораторское искусство, а также развивался физически, учился конному спорту. Ученый галл Марк Антоний Гнифон обучал юного Цезаря литературе и этикету. Занимался ли юноша серьезными и точными науками, такими как математика и геометрия, или историей и правоведением – биографам неизвестно. Гай Юлий Цезарь получил римское образование, с детства будущий правитель был патриотом и не подвергался влиянию модной греческой культуры.

Примерно в 85г. до н.э. Юлий потерял отца, поэтому Цезарь, как единственный мужчина, стал главным кормильцем.

Политика

Когда мальчику было 13 лет, будущего полководца избрали в жрецы главного Бога в римской мифологии Юпитера – этот титул один из главных постов тогдашней иерархии. Однако нельзя назвать сей факт чистыми заслугами юноши, потому что сестра Цезаря, Юлия, была замужем за Марием, древнеримским полководцем и политическим деятелем.

Но, чтобы стать фламином, по закону Юлий должен был вступить в брак, и военный начальник Корнелий Цинна (он и предложил мальчику роль жреца) выбрал для Цезаря избранницу – собственную дочь Корнелию Циниллу.


В 82 году Цезарю пришлось сбежать из Рима. Причиной этому послужила инаугурация Луция Корнелия Суллы Феликса, который начал диктаторскую и кровавую политику. Сулла Феликс предъявил Цезарю развестись с женой Корнелией, однако будущий император отказался, чем спровоцировал гнев действующего полководца. Также Гай Юлий был изгнан из Рима, потому что он был родственником оппонента Луция Корнелия.

Цезаря лишили титула фламина, а также придания жены и собственного имущества. Переодетому в бедняцкую одежду Юлию пришлось сбежать из Великой Империи.

Друзья и родственники просили у Суллы сжалиться над Юлием, и из-за их ходатайства Цезарь был возвращен на родину. К тому же римский император не видел опасности в лице Юлия и говорил, что Цезарь такой же, как и Марий.


Но жизнь под руководством Суллы Феликса была для римлян невыносимой, поэтому Гай Юлий Цезарь отправился в римскую провинцию, находящуюся в Малой Азии, чтобы обучиться военному ремеслу. Там он стал соратником Марка Минуция Терма, жил в Вифинии и Киликии, а также участвовал в войне против греческого города Метилены. Участвуя во взятии города, Цезарь спас солдата, за что получил вторую по значимости награду – гражданскую корону (дубовый венок).

В 78 году до н.э. несогласные с деятельностью Суллы жители Италии попытались организовать мятеж против кровавого диктатора. Инициатором стал военачальник и консул Марк Эмилий Лепид. Марк приглашал Цезаря поучаствовать в восстании против императора, но Юлий ответил отказом.

После смерти римского диктатора, в 77 году до нашей эры, Цезарь пытается привлечь к судебной ответственности двух приспешников Феликса: Гнея Корнелия Долабеллу и Гая Антония Габриду. Юлий предстал перед судьями с блестящей ораторской речью, однако сулланцам удалось избежать наказания. Обвинения Цезаря были записаны в рукописях и разошлись по Древнему Риму. Однако Юлий посчитал нужным улучшить ораторские навыки и отправился в Родос: На острове жил учитель , ритор Аполлоний Молон.


По пути в Родос Цезарь был захвачен местными пиратами, которые потребовали за будущего императора выкуп. Находясь в плену, Юлий не боялся разбойников, а, наоборот, шутил с ними и рассказывал поэмы. После освобождения из заложников Юлий снарядил эскадру и отправился пленить пиратов. Суду разбойников предоставить Цезарю не удалось, поэтому он решил казнить обидчиков. Но из-за мягкости характера Юлий первоначально велел их убить, а потом уже распять на кресте, чтобы разбойники не мучились.

В 73 г до н.э. Юлий вошел в состав высшей коллегии жрецов, которой раньше управлял брат матери Цезаря Гай Аврелий Котта.

В 68 году до нашей эры Цезарь женится на Помпее, родственнице соратника, а затем злейшего врага Гая Юлия Цезаря Гнея Помпея. Через два года будущий император получает должность римского магистрата и занимается благоустройством столицы Италии, организовывает торжества, помогает беднякам. А также, получив звание сенатора, появляется на политических интригах, чем и завоевывает популярность. Цезарь участвовал в Leges frumentariae («хлебных законах»), по которым население приобретало хлеб по сниженной цене или получало бесплатно, а также в 49-44 годах до н.э. Юлием был проведен ряд реформ

Войны

Галльская война – наиболее известное событие в истории Древнего Рима и биографии Гая Юлия Цезаря.

Цезарь стал проконсулом, к этому времени Италия владела провинцией Нарбонская Галлия (территория нынешней Франции). Юлий отправился на переговоры с вождем кельтского племени в Геневу, так как гельветы начали переселяться из-за нашествия германцев.


Благодаря ораторскому искусству Цезарю удалось уговорить лидера племени не ступать на территорию Римской Империи. Однако гельветы вышли в Среднюю Галлию, где жили эдуи, союзники Рима. Преследовавший кельтское племя Цезарь разбил их войско. В то же время Юлий победил германских свевов, которые напали на Галльские земли, находящиеся на территории реки Рейн. После войны император написал сочинение о завоевании Галии «Записки о Галльской войне».

В 55 году до нашей эры римским военачальником были разгромлены пришедшие германские племена, позже и сам Цезарь решил наведаться на территорию германцев.


Цезарь – первый полководец Древнего Рима, который совершил военный поход на территории Рейна: отряд Юлия двигался по специально построенному 400-метровому мосту. Однако на территории Германии армия римского полководца не задержалась, и он предпринял попытку совершить поход на владения Британии. Там военачальник одержал ряд сокрушительных побед, однако положение римской армии было нестабильным, и Цезарю пришлось отступить. К тому же в 54 году до н.э. Юлий вынужден вернуться в Галлию, дабы подавить восстание: галлы превосходили по численности римское войско, но были побеждены. К 50 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь восстановил территории, принадлежащие римской империи.

Во время военных действий Цезарь проявил и стратегические качества, и дипломатическое искусство, он умел манипулировать галльскими вождями и внушать в них противоречия.

Диктатура

После захвата римской власти Юлий стал диктатором и пользовался положением. Цезарь изменил состав Сената, а также преобразовал социальный строй империи: низшие классы перестали гнаться в Рим, потому что диктатором были отменены выплаты дотаций и сокращены раздачи хлеба.

Также, находясь при должности, Цезарь занимается строительством: в Риме было возведено новое здание имени Цезаря, где проходило собрание сената, а на центральной площади столицы Италии был возведен идол покровительницы любви и рода Юлианов, Богини Венеры. Цезарь был назван императором, его изображения и скульптуры украшали храмы и улицы Рима. Каждое слово римского полководца приравнивалось к закону.

Личная жизнь

Помимо Корнелии Циниллы и Помпеи Суллы у римского императора были еще женщины. Третьей женой Юлия стала Кальпурния Пизонис, которая происходила из знатного плебейского рода и была дальней родственницей матери Цезаря. Замуж за полководца девушка была выдана в 59 году до н.э., причина этого брака объясняется политическими целями, после замужества дочери отец Кальпурнии становится консулом.

Если говорить о сексуальной жизни Цезаря, то римский диктатор был любвеобилен и имел связи с женщинами на стороне.


Женщины Гая Юлия Цезаря: Корнелия Цинилла,Кальпурния Пизонис и Сервилия

Также ходят слухи, что Юлий Цезарь был бисексуален и вступал в плотские утехи с мужчинами, например, историки вспоминают юношеские отношения с Никомедом. Возможно, подобные истории имели место быть только потому, что Цезаря пытались оклеветать.

Если говорить о знаменитых любовницах политика, то одной из женщин на стороне военачальника была Сервилия – жена Марка Юния Брута и вторая невеста консула Юния Силана.

Цезарь относился снисходительно к любви Сервилии, поэтому пытался выполнять желания ее сына Брута, сделав его одним из первых лиц в Риме.


Но самая знаменитая женщина римского императора – египетская царица . На момент встречи с правительницей, которой исполнился 21 год, Цезарю было за пятьдесят: лавровый венок покрывал лысину, а на лице были морщины. Несмотря на возраст, римский император покорил юную красавицу, счастливое существование влюбленных продолжалось 2,5 года и окончилось, когда Цезаря убили.

Известно, что у Юлия Цезаря было двое детей: дочь от первого брака Юлия и сын, родившийся от Клеопатры, Птолемей Цезарион.

Смерть

Умер римский император 15 марта 44 года до нашей эры. Причина смерти – заговор сенаторов, которые негодовали из-за четырехлетнего правления диктатора. В заговоре участвовало 14 человек, однако главным считается Марк Юний Брут, сын Сервилии, любовницы императора. Цезарь безгранично любил Брута и доверял ему, ставя юношу в высшее положение и ограждая от трудностей. Однако преданный республиканец Марк Юний ради политических целей был готов убить того, кто его безгранично поддерживал.

Некоторые античные историки считали, что Брут приходится сыном Цезаря, так как Сервилия имела любовные отношения с полководцем на момент зачатия будущего заговорщика, но эту теорию нельзя подтвердить достоверными источниками.


По легенде, за день до заговора против Цезаря его жена Кальпурния увидела страшный сон, однако римский император был слишком доверчив, к тому же признавал себя фаталистом – верил в предопределенность событий.

Заговорщики собрались в здании, где проходили собрания сената, возле театра Помпеи. Никто не хотел становиться единоличным убийцей Юлия, поэтому преступниками было решено, что каждый нанесет диктатору по одному единственному удару.


Древнеримский историк Светоний писал, что, когда Юлий Цезарь увидел Брута, он спросил: «И ты, дитя мое?», а в своей книге пишет знаменитую цитату: «И ты, Брут?»

Смерть Цезаря ускорила падение Римской Империи: жители Италии, ценившие правительство Цезаря, пришли в ярость из-за того, что группа римлян убила великого императора. К удивлению заговорщиков Цезарем был назван единственный наследник – Гай Октавиан.

Жизнь Юлия Цезаря, а также истории о полководце изобилуют интересными фактами и загадками:

  • Месяц июль назван в честь римского императора;
  • Современники Цезаря утверждали, что у императора случались приступы эпилепсии;
  • Во время гладиаторских боев Цезарь постоянно что-то писал на листках бумаги. Однажды правителя спросили, как он умудряется выполнять два дела сразу? На что он ответил: «Цезарь может делать три дела одновременно: И писать, и смотреть, и слушать» . Это выражение стало крылатым, иногда Цезарем шутливо называют того человека, который одновременно берется за несколько дел;
  • Практически на всех фотографических портретах Гай Юлий Цезарь предстает перед зрителями в лавровом венке. Действительно, в жизни полководец частенько носил этот триумфальный головной убор, потому что стал рано лысеть;

  • Про великого полководца было отснято порядка 10 фильмов, но не все носят биографический характер. Например, в сериале «Рим» правитель вспоминает восстание Спартака, однако некоторые ученые считают, что двух полководцев связывает только то, что они были современниками;
  • Фраза «Пришел, увидел, победил» принадлежит Гаю Юлию Цезарю: полководец произнес ее после взятия Турции;
  • Цезарь использовал шифр для секретной переписки с полководцами. Хотя «шифр Цезаря» примитивен: буква в слове заменялась тем символом, который был левее либо правее в алфавите;
  • Знаменитый салат «Цезарь» назван не в честь римского правителя, а в честь повара, придумавшего рецепт.

Цитаты

  • «Победа зависит от доблести легионов».
  • «Когда любит один - назови это как хочешь: рабство, привязанность, уважение... Но это не любовь - любовь всегда взаимность!»
  • «Живи так, чтобы знакомым стало скучно, когда ты умрешь».
  • «Никакая победа не принесет столько, сколько может отнять одно поражение».
  • «Война дает право завоевателям диктовать покоренным любые условия».