История семьи медичи. Флоренция: завершение истории семейства Медичи Что для искусства возрождения сделала семья медичи

13. Италия. Флоренция. Династия Медичи и великие творцы Ренессанса. Часть 3. August 14th, 2013

Часть 3. После 1537. Великое герцогство Тосканское.

И вот в 1537 году на сцене появляется Козимо I Медичи.


Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в доспехах. 1545. Уффици, Флоренция.

Напомню, мы остановились на том, что с гибелью предшественника Козимо I - Алессандро - прервалась ветвь Медичи, идущая по мужской линии от Козимо Старшего. Однако здравствовала Мария Сальвиати, дочь дочери Лоренцо Великолепного. Она и была матерью Козимо I, то есть он был правнуком Лоренцо Великолепного по матери и бабушке. Правда, Медичи он считался не по матери, а по отцу)).

Отец Козимо, Джованни де Медичи, известный как Джованни делле Банде Нери, был правнуком младшего брата Козимо Старшего - Лоренцо Старшего, то есть представлял вполне законную младшую ветвь семьи, отделившуюся от основного ствола столетием раньше. Джованни был заметной фигурой, снискал репутацию способного военачальника и уважение Никколо Макиавелли, но, к сожалению, погиб от раны в 28 лет. По распоряжению сына на площади Сан-Лоренцо ему установлен памятник работы Баччо Бандинелли.

Чтобы не запутаться окончательно с генеалогией Медичи, приведу-ка я, пожалуй, их дерево.

Итак, Козимо I. Для нас он интересен прежде всего тем, что на его имя натыкаешься на каждом углу при нем во Флоренции был создан обширный пласт произведений эпохи маньеризма, который стал фактически последним значимым культурным слоем города. При его правлении многие объекты в сердце города приобрели свой нынешний вид.

Козимо унаследовал титул Герцога Флоренции при поддержке влиятельных семей герцогства, имевших надежду использовать его в своих интересах. Однако, получив официальное подтверждение своих прав, он быстро проявил авторитаризм, разгромил и казнил недовольных, и в дальнейшем проводил твердую политику утверждения абсолютной власти. Козимо укрепляет существующие и строит новые форты и крепости на территории Тосканы, усиливает армию, присоединяет к своим владениям Сиену, развивает сеть дорог и портов. Он пытается повысить статус Флорентийского герцогства на внешнеполитической арене до королевства, и в 1569 году ему удается папской буллой проапгрейдить))) свое государство до Великого герцогства Тосканского и получить корону в Риме из рук папы.

В соответствующем идеологическом ключе Козимо I формулирует заказ для придворных художников, которые всячески прославляют герцогскую власть и его лично, а заодно стирают воспоминания о вольных временах республики. В 1563 году герцог основывает «Академию изящных искусств», и при его дворе находят покровительство и работу Джорджио Вазари, Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино, Бартоломео Амманнати.

В начале своего правления Козимо переезжает из фамильной резиденции Палаццо Медичи-Риккарди в Палаццо Веккио , превращая символ городского самоуправления в личную резиденцию герцогов. Для него там проводится масштабная реконструкция, которая касается в особенности республиканского Зала пятисот, о чем я расскажу в следующем посте. Тогда же в дополнение к Давиду Микеланджело наполняются скульптурами площадь Синьории и Лоджия Ланци. Там появляются фонтан «Нептун» Амманнати, «Геркулес и Какус» Бандинелли, «Давид» Челлини.

В 1550 году супруга герцога Элеонора Толедская дабы иметь возможность выбираться из загруженного центра на свежий воздух))) приобретает на другом берегу реки Палаццо Питти, которое восемь лет спустя начинает перестраивать для семьи Бартоломео Амманнати. Этот дворец впоследствии станет основной резиденцией Герцогов Тосканских. Там же окончательно формируются и заполняются скульптурами Сады Боболи. Для комфортного путешествия через реку над старым мостом Понте Веккио Джорджо Вазари достраивает коридор имени себя))), а чуть дальше Амманнати модернизирует и украшает мост Санта-Тринита . В 1560 году опять же Вазари начинает строительство галереи Уффици. Упоминая Вазари, необходимо отметить, что, несмотря на творческую плодовитость и прочное положение при герцоге, этот художник и архитектор более чем своими работами прославился созданием «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - первой энциклопедии искусства, включающей биографии и описания произведений 178 художников эпохи Возрождения. Это собрание считается основополагающим трудом в истории искусств и подчас единственным источником бесценной информации о творцах Ренессанса.

Козимо I Медичи скончался в 1574 году в возрасте всего 54 лет. Но он заложил прочную основу для династии Великих герцогов Тосканских, его ветвь рода правила Флоренцией 200 лет. В браке с Элеонорой родилось 11 детей, двое из которых впоследствии носили герцогскую корону.

Старший сын Козимо I Франческо I наследует трон отца и правит до своей смерти в 1587 году.


Алессандро Аллори. Портрет Франческо I Медичи, Великого герцога Тосканского. 1560. Институт искусств, Чикаго.

Герцог интересуется естественными науками и устраивает себе в Палаццо Веккио химическую лабораторию и кунсткамеру - Студиоло Франческо Первого. Также он продолжает дело отца и в 1575 году помещает произведения искусства из личной коллекции Медичи в галерею Уффици, и так основывает один из лучших мировых музеев. Франческо безвременно уходит из-за своей непростой личной жизни. Будучи женатым на дочери австрийского императора Иоанне, он любит совсем другую женщину, Бьянку Капелло. Правда, эта любовь не мешает ему родить в браке через не могу восемь детей, одним из которых стала будущая королева Франции Мария Медичи. Однако, несчастная Иоанна умирает в 31 год и Франческо спустя три месяца женится на Бьянке. Бьянку ненавидят и обвиняют в отравлении Иоанны. Франческо и Бьянка умирают в один день, в загородном доме во время обеда с Фердинандо, родным братом Франческо, как показали современные исследования - от отравления мышьяком. Так как единственный сын Франческо к этому моменту уже умер, то именно брат - Фердинандо - и становится выгодоприобретателем от этого убийства, и наследует корону. Его, впрочем, в убийстве и обвиняли. Такие милые люди.

Фердинандо I интересен нам в основном тем, что заказывает Джамболоньи монументальный памятник отцу , который находит свое место на площади Синьории. А также он покровительствует еще одному великому флорентийицу - Галилео Галилею. Последний даже называет в честь сыновей Фердинандо открытые им спутники Сатурна «Звездами Медичи». Чести поддерживать ученого удостаиваются и два следующих герцога - Козимо II и Фердинандо II, который даже был его учеником.

В XVII веке центрами мировой культуры становятся уже другие города и страны. Флоренция, а точнее Великое герцогство Тосканское, благополучно существует под эгидой рода Медичи до 1737 года, когда умирает последний Медичи с французским именем Джан Гастоне (или Жан Гастон). На смену династии Медичи приходит династия Габсбургов-Лотарингских, первым из которых становится супруг знаменитой австрийской императрицы Марии-Терезии Франц I Стефан, а герцогство фактически растворяется в империи. В 1801 году на арене появляется Наполеон и переименовывает герцогство Тосканское в Королевство Этрурию (красивое название…) и сажает было туда Бурбонов, потом передумывает и присоединяет Этрурию к Франции. В 1814 году Наполеон с арены исчезает и Габсбурги-Лотарингские возвращаются на свой законный престол.

В 1861 году объединяется Италия. В короткий период с 1865 по 1871 год Флоренция снова играет ключевую роль, так как становится столицей объединенного королевства. Этот период увековечивается закладкой странной и чужеродной площади Республики , которая, правда достраивается позже, когда Рим и Папская область уже присоединятся к Италии и столица уедет туда.

А Флоренция - несмотря на пролетевшие над ней века, она так и осталась колыбелью прекрасного Ренессанса, непревзойденным памятником этой восхитительной и великой эпохи. За что мы ее и любим.

Во всей европейской истории не найдется другого семейства, сделавшего для своего города и страны столько, сколько сделали Медичи для Флоренции, Тосканы и Италии в целом. Медичи были известны всей Европе как банкирское семейство: в банках семьи Медичи брали кредиты на ведение войн за престол или с соседними державами (причем противоборствующие стороны часто брали кредит в одном и том же банке Медичи), короли и правители Европы строили замки и дворцы, устраивали роскошные пиры и балы на деньги Медичи. Отделения банков Медичи были по всей Европе: от Лондона и Парижа до Брюгге, Женевы и Венеции. Именно Медичи считаются изобретателями векселей и аккредитивов, дорожные чеки банка Медичи принимались к оплате повсеместно.

Медичи нерасторжимо связаны с великими достижениями итальянского Ренессанса. Благодаря их заботам и деньгам Флоренция превратилась в один из главных центров ренессансной культуры. Медичи – это ценители искусства и меценаты самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения.

Существует несколько версий происхождения фамильного имени семейства Медичи, представители которого были фактическими правителями Флоренции 300 лет. Но наиболее правдоподобная отражена на гербе Медичи: в золотом поле шесть шаров, верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями, остальные шары червленые.

Медичи - потомки разбогатевших аптекарей, отсюда и «медицинская» фамилия, а 5 красных шаров на щите символизируют таблетки-пилюли: глава рода заслужил герб, работая лекарем при королевском дворе Карла Великого. Синий шар с тремя золотыми королевскими лилиями является дополнением к гербу, которое даровал семейству Медичи в 1465 году Людовик XI: среди представителей семьи значатся две королевы Франции – Екатерина Медичи и Мария Медичи. Добавленные ключи Святого Петра и папская тиара говорят о том, что среди выходцев из этого рода было 4 папы римских - Лев X, Климент VII, Пий IV и Лев XI.

Герб Медичи встречается во Флоренции повсеместно: в галереи Уффици ,

в церкви Сан-Лоренцо,

в Палаццо Питти,

на постаменте памятника Джованни Медичи на площади Сан-Лоренцо,

во дворе Палаццо Веккьо


В период раннего Средневековья Медичи имели небольшие земельные участки в долине Муджелло (по реке Сиеве) близ Флоренции, к 1300 году несколько их представителей перебрались во Флоренцию и Медичи уже входили в правительство и гильдию менял. В XIV веке во Флоренции уже было множество Медичи: в 1373 году один из представителей рода сокрушался по поводу того, что в результате эпидемии чумы в семье осталось всего 50 взрослых мужчин. Неудивительно, что между ними существовали заметные имущественные различия: одни преуспевали и выдвигались в городе на первые роли, другие были лавочниками и ремесленниками. Однако даже наиболее состоятельные Медичи, хотя иной раз и вступали в брак с представителями социальной и экономической элиты, ни по богатству, ни по статусу не поднимались до уровня известных банковских и торговых домов того времени, таких, как Барди или Перуцци.

На противоположном конце социальной лестницы среди Медичи имелись преступники и бандиты. Так, в 1343-1360 годах пятерых Медичи приговорили к смертной казни за разнообразные (от грабежей до убийств) преступления. Это создавало всему семейству плохую репутацию, которая, разумеется, не улучшалась от того, что его представители часто затевали тяжбы друг с другом. Такая репутация и отсутствие единства не позволяли семейству Медичи в этот период играть сколько-нибудь значительную роль в управлении Флоренцией. Поскольку над Медичи тяготели подозрения в политической неблагонадежности и им было запрещено занимать государственные должности, они обратили всю свою энергию на предпринимательство: банковские операции через свои филиалы по всей Европе, а также производство шелка и тканей во Флоренции.


Банк Медичи стал одним из самых высокодоходных предприятий в Европе благодаря Джованни Медичи, которого также считают основателем политического могущества рода Медичи. В 1385 году Джованни возглавил Римский филиал банка Медичи и одновременно очень выгодно женился, взяв огромное по тем временам приданное в 1500 флоринов. Удачные вложения этих денег в суконные мануфактуры и в венецианскую торговлю с Востоком приносят банку Джованни колоссальные прибыли.

Исключительно дальновидными оказались инвестиции банка Джованни Медичи в карьеру бывшего пирата Бальтазара Косса, которому Джованни в 1401 году одолжил 12 000 флоринов на приобретение должности кардинала. Через 10 лет должник Косса был избран папой римским под именем Иоанна XXIII, вошедшего в историю как лжепапа. Финансовые потоки католической церкви были весьма внушительны и, само собой, обслуживание их было доверено банку Джованни Медичи. Кроме этого, клиентами римского филиала банка Медичи стала масса кардиналов и иных сановников Святого престола. Папа Иоанн XXIII, отправляясь на Констанцский собор, где его и осудили, оставил Джованни Медичи все свои и церковные сбережения. Спустя много лет, отсидев в тюрьме, лишенный сана лжепапа явился к Джованни за своим добром, но получил такой ответ: «Это добро мне доверил папа Иоанн XXIII, так что все до последнего флорина я и верну только папе Иоанну XXIII».

Вернувшись во Флоренцию, Джованни Медичи уже располагал капиталом в 100 000 флоринов, что при нынешних ценах на золото (а флорин печатался из чистого золота) равняется полумиллиарду рублей. Для дальнейшего развития дел семейного банка и для расширения своего влияния Джованни пришлось добиться определенного положения во флорентийском правительстве. В 1421 году он удостоился избрания на высшую должность исполнительной власти Флоренции - гонфалоньера справедливости. Занимая ее, Джованни стал первым из рода Медичи, который практически единолично руководил политической и экономической жизнью города-республики.

Именно Джованни Медичи открыл двери к славе первым знаменитым творцам Возрождения – архитекторам, скульпторам и художникам. В ту пору самые богатые и влиятельные кланы Флоренции – Альбицци и Медичи – стремились всячески способствовать возвеличиванию родного города, а значит, и прославлению себя. Проще всего это было сделать, вложив деньги в какой-то значимый объект.

В 1402 году был объявлен конкурс на изготовление бронзовых дверей для Баптистерия Сан-Джованни на Соборной площади Флоренции. Каждый клан выставил своего протеже: семейство Альбицци представлял Филипп Брунеллески, а выскочек Медичи (каковыми считала их тогда флорентийская знать) – Лоренцо Гиберти. Во главе конкурсной комиссии стоял Джованни Медичи, который принял поистине соломоново решение: присудить победу обоим претендентам. В конечном итоге работы были выполнены ставленником Медичи - Лоренцо Гиберти и так появился истинный шедевр эпохи Возрождения – северные врата Баптистерия и восточные врата Баптистерия, названные «Вратами Рая» .

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Фамилия Медичи во Флоренции звучит весьма часто. Это неудивительно, клан Медичи находился у власти в этом городе-государстве (с небольшими перерывами) 300 лет. С его именем связанно социально-экономическое и культурное процветание Флоренции. В разные годы представители этой фамилии были финансовыми магнатами, занимали папский престол и даже французский трон.

Происхождение фамильного имени точно неизвестно, по одной из версий, один из родоначальников клана был врачом (medico) при дворе Карла Великого.

Основателем династии, считается Джованни Медичи (1360--1429 г.г). После смерти отца он вместе с пятью братьями стал обладателем небольшого наследства, занялся торговлей и к 1397 году уже располагал капиталом в сто тысяч флоринов, из которых больше половины заработал сам. В 1402 году Джованни Медичи, был впервые избран в синьорию правительства, приором которой был несколько раз. Позднее он удостаивается избрания на высшую должность в исполнительной власти - гонфалоньера справедливости. Занимая ее, Джованни практически единолично руководит политической и экономической жизнью города-республики. Этот пост, открыл перед Джованни блестящие возможности для налаживания связей за пределами республики, в том числе в Риме.

Скоро эти связи принесли плоды. В 1409 году он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне. Вскоре, дом Медичи получает исключительное право на продажу квасцов, идущих на производство стекла и окраску ткани, монополией, на добычу которых обладал Папа Римский

Джованни умирает, вторым по богатству человеком в городе. У него остается два сына - Козимо (1389 - 1464 г. г) и Лоренцо (1394 - 1464 г. г). Именно с Козимо и началась политическая карьера семейства. Он заложил основание политического могущества Медичи во Флоренции. Умный и дальновидный предприниматель, он весьма удачно расширил банковский дом, основанный его отцом. Козимо стал членом правящей олигархии, но его огромное богатство возбудило опасения одного из вождей этой олигархии - Ринальдо дельи Альбицци. Столкновение не только завершилось неудачей, но и вовлекло Флоренцию в войну с Миланом, Ринальдо настоял на изгнании Козимо и его семьи из Флоренции. Изгнание длилось один год, в 1434 году друзья Козимо завоевали большинство в правительстве, и Медичи были приглашены обратно.

За время своей политической деятельности, Козимо становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца, другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще. Однако Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными долгами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы. Банковское дело также давало возможность скреплять политические союзы денежными средствами. Бурная деятельность банка Медичи, имевшего отделения в крупнейших европейских городах, давала Козимо доступ к единственной в своем роде информации относительно событий в политической жизни других стран, что сделало его бесценным консультантом по международным делам. Козимо влиял на внешнюю политику Флоренции, во время большого кризиса, разразившегося в северной Италии после смерти в 1447 году Филиппо Мария Висконти. Он подталкивал Флоренцию к тому, чтобы поддержать Франческо Сфорца в его притязаниях на наследие Висконти - невзирая на противодействие Венеции.

Козимо Медичи стал незаменимым человеком во флорентийском правительстве. Хотя все командные высоты во Флоренции были монополизированы сторонниками Медичи во главе с вождем Козимо, он прекрасно сознавал, насколько ненадежным может оказаться такой олигархический режим в случае недовольства граждан. Но, тем не менее, Козимо снискал расположение граждан еще при жизни. Умер он в Карреджи в 1464 году.

После смерти Козимо реальная власть во Флоренции оказывается в руках его сына Пьетро. Этого права на власть никто не оспаривал. Пьетро не оставил заметного следа ни в истории Флоренции, ни в истории дома Медичи.

Четыре года его правления не принесли стабильности клану Медичи. Видя болезненность и слабость характера Пьетро, через несколько месяцев оппозиция попыталась отобрать у него власть. И даже устранить физически. Рядом с Пьетро уже набирал силу его сын Лоренцо. Когда в 1469 году умер Пьеро, Лоренцо пришел к власти. Его приход к власти ознаменован сложным внутренним противостоянием между домом Медичи и семьей Пацци, Лоренцо одерживает победу и упрочивает свои позиции внутри республики преимущественно, благодаря поддержке жителей Флоренции. Однако папой Сикстом IV, победа Медичи и поражение Пацци были восприняты как личное оскорбление. Не сумев устранить Медичи физически, Папа отлучил его от Церкви и стал угрожать отлучением всей республике, если в течение месяца Лоренцо и его сторонники не будут выданы папскому суду. Правительство в этом конфликте не только встало на сторону Лоренцо Медичи, но и дало ему разрешение на создание личной охраны. Тем не менее, все понимали необходимость компромисса с Папой. Все попытки пойти на переговоры отвергались папой, и он разворачивает активные вооруженные действия.

Флоренция принимает вызов и обращается за поддержкой к союзникам. Король Франции, миланский герцог и германский император заявляют Папе о недовольстве проводимой им политики. Но Рим эту позицию игнорирует и, заручившись поддержкой Неаполя, начинает боевые действия. Война с Римом длится около полутора лет и победу в ней Лоренцо одерживает силой не оружия, а дипломатии. Несмотря на все предостережения, он отправляется в Неаполь, король которого считался одним из самых коварных правителей Европы. Тем не менее, Медичи удается убедить его в том, что Флоренция под властью Медичи более надежный союзник, чем Рим, где папы приходят и уходят.

В последствии, Лоренцо использовал популярность, которую приобрел после заговора Пацци, а также удачный исход последовавшей войны, для упрочения позиций своей партии во Флоренции. Так, его стараниями был учрежден Совет семидесяти, составленный из ближайших сторонников Медичи. Совет формировал правительство и образовывал два исполнительных комитета - по внешней политике и по финансам. Лоренцо замыслил превратить пост гонфалоньера, который поочередно в течение двух месяцев замещали главы гильдий, в пожизненную должность для себя самого, однако умер прежде, чем были проведены соответствующие поправки в конституции. Лоренцо пытался создать из Флоренции патерналистское и одновременно тоталитарное государство. Он заботится о малоимущих и немощных гражданах Флоренции. В эпоху правления Лоренцо Медичи, процветают даже крестьяне в государстве - республике, чего не происходит ни в одном другом регионе Италии.

Но вместе с тем происходит беспрецедентное вмешательство в личную жизнь граждан. Медичи ставит под контроль процессы сращивания флорентийских родов и запрещает всем состоятельным гражданам жениться без его разрешения. Он постоянно опасается, что объединение сильных семейств, приведет к появлению новых конкурентов Медичи, и создает могущественную сеть информаторов и доносчиков. При этом Лоренцо не занимал никаких официальных должностей, ни разу не избирался членом синьории и в случае возникновения конфликтов старается придерживаться нейтральной стороны.

Во внешней политике, он более всего заботился о сохранении мира и старался избегать, каких либо противостояний. Однако в 1482 году он участвует, в борьбе за Феррару, а в 1485 году в конфликте между папой и Неаполем, в котором Флоренция выступила на стороне Неаполя, при этом сохранив тесные отношения с противостоящей папе Венецией. Подобная политика была направлена на сохранение мира в Италии. Также для укрепления своих позиций, Лоренцо заключал выгодные брачные союзы своих родственников с видными политическими деятелями.

Супруга Лоренцо происходила из рода Орсини, своего старшего сына Пьеро он женил на представительнице того же княжеского семейства, а одну из дочерей выдал замуж за Франческо Чибо, племянника папы Иннокентия VIII. Эти связи возвысили Медичи над флорентийским патрициатом, сделав из них одну из властвующих в Италии фамилий. Совершившееся в 1489 году посвящение в кардиналы второго сына Лоренцо Джованни (впоследствии избранного папой под именем Льва X), которому было лишь 14 лет, указывало на выдвижение Медичи на уровень европейских князей.

Для укрепления своей власти Лоренцо в куда меньшей степени, чем Козимо, мог опираться на казавшиеся неистощимыми финансовые ресурсы. У Лоренцо было очень мало способностей к предпринимательству. При нем банк Медичи потерпел огромные убытки, так что значение его намного уменьшилось. Банк Медичи вынужден был делать рискованные вложения, ссужать деньги князьям. Согласно некоторым источникам, иногда Лоренцо Медичи использовал государственные средства для поддержания собственного дела.

Лоренцо достиг того, что было для него абсолютной необходимостью: полного господства в государственных делах и устранения из правительственного аппарата всех ненадежных элементов. Лоренцо умер в Карреджи под Флоренцией 9 апреля 1492 году.

Таким образом, период правления, династии Медичи во Флоренции XV века можно охарактеризовать, как эпоха культурного, политического и экономического расцвета республики - государства.

Нос «уточкой», напоминающий скорее карниз крыши, да ещё и свёрнутый набок. Выдвинутая вперёд нижняя челюсть, из-за которой губа кажется непропорционально большой, а весь вид — угрюмым. Мальчик, родившийся в семье , был долгожданным (перед ним родилось две девочки, а нужен наследник), но слишком уж неказистым. Это была эпоха, когда народ легко раздавал прозвища и целым группам людей, и конкретным правителям. Внук Козимо Старого и сын Пьеро Подагрика , названный Лоренцо, имел все шансы остаться в истории каким-нибудь «Лоренцо Некрасивым» или «Лоренцо Кривым». Но он стал «Крёстным отцом», пожалуй, самой красивой эпохи истории человечества. Эпохи, которая, возможно, ближе всего подошла к абсолюту прекрасного. Эпохи Возрождения.

Козимо Медичи. Фото: Public Domain

Семья Лоренцо

Когда ты должен много денег кому-то могущественному, например королю, ты в неудобном положении. Но когда король должен тебе — ты в смертельной опасности. Клану Медичи были должны слишком многие, чтобы можно было спокойно жить. Ещё за несколько поколений до Лоренцо его предки, вопреки своей фамилии (Медичи — «медик»), начали заниматься ростовщичеством. Козимо Старый (дед Лоренцо) достиг вершин экономического и политического (тогда это было примерно одно и то же) могущества. Хитроумный и жёсткий банкир Козимо долго и упорно воевал с конкурентами, завистниками и должниками, в итоге поднявшись на самую высоту власти. Но умения, в отличие от состояния и банка, по наследству передать нельзя. Козимо серьёзно планировал будущее семьи. Он пригласил «к своему двору» великих учёных того времени, которые занимались как с его детьми, так и с внуками. Например, обучением маленького Лоренцо занялся знаменитейший на тот момент философ Марсилио Фичино .

Своим преемником Козимо видел сына Джованни (в ущерб первенцу Пьеро), которого и готовил к будущей карьере. Пьеро не рассматривался как будущий наследник в первую очередь по медицинским (ирония судьбы для фамилии Медичи) показателям. Он страдал подагрой настолько, что фактически не мог свободно передвигаться. Замкнутый в четырёх стенах инвалид — не боец в жестокой драке за власть, особенно в те времена. Но всё же он был Медичи. Поэтому Пьеро женится (естественно, по решению отца) на Лукреции — представительнице союзной фамилии Торнабуони . Она была нехороша собой, но невероятно умна, воспитанна и образованна. И возможно, именно это спасёт потом семью Медичи. Ещё при жизни Козимо умирает его планируемый наследник Джованни. Внезапно преемником на «троне» могущественнейшего человека во Флорентийской республике становится инвалид Пьеро Подагрик. С женой Лукрецией и четырьмя детьми на руках. Его старшему сыну Лоренцо на тот момент было 15 лет.

Пьеро Медичи. Фото: Public Domain

Взросление Лоренцо

Разноцветная мозаика. Лоскутное одеяло. Собрание ревнующих друг к другу родственников. Примерно так выглядит с сегодняшней позиции Италия XV века. Красивейший полуостров, как на огороды, разрезан границами. Посредине всего Папская область — светское государство с религиозным полумонархом — папой. Южнее — Неаполитанское королевство. Севернее — «города-государства»: Миланское герцогство, Генуя, Венеция. И Флорентийская республика. «Властные элиты» — знаменитые и мощные фамилии того времени — Медичи , Сфорца , Орсини , Колонна , делла Ровере . Сегодня союзники, завтра опять враги, прогноз погоды на долгий срок неизвестен. И регулярно влезающие в итальянские огороды «внешние игроки» — Франция, Испания.

Лицом к лицу со всем этим Лоренцо столкнулся в 20 лет. Его больной отец правил недолго — не обладая особыми политическими талантами, он стал лёгкой мишенью интриг и хитрых планов. Семья Медичи резко теряла влияние и союзников. Внутри Флоренции (формально — республики) они ещё сохраняли достаточное число друзей в Синьории (некий аналог парламента и правительства одновременно). Но заботиться Медичи должны были уже о сохранении влияния (в их случае, читай — о выживании). Воспользовавшись смертью Пьеро, во Флоренцию вторгается военачальник Нарди . Пока Лоренцо везёт — Нарди терпит поражение и гибнет. Но вместе с некрасивой внешностью Лоренцо унаследовал ум своей матери. Усилил прекрасным образованием и врождённой решительностью. Умножил финансовыми возможностями банка Медичи. Наградами и интригами Лоренцо умножает число друзей и скоро фактически получает неофициальное единовластие во Флоренции. Во всём ему помогают мать и младший брат Джулиано . Некоронованный король формальной республики.

Портрет Лукреции Торнабуони, предположительно, атрибутированный кисти Гирландайо. Национальная галерея, Вашингтон. Фото: Public Domain

Любовь Лоренцо

Ещё будучи наследником Пьеро Подагрика, Лоренцо женился. Как и брак его родителей, это был династический союз. Женой стала Клариче Орсини . Невесту для Лоренцо выбирала его мать, она даже описывала ему в письмах претендентку, словно это были сообщения с ярмарки. Но Клариче так и не стала для Лоренцо самым близким человеком. Она родила ему 10 детей (двое умерли во младенчестве), но ни для него, ни для города не стала особенной любовью. Клариче была слишком набожна, чтобы понравиться избалованной флорентийской публике эпохи Возрождения. Музой для Лоренцо стала другая женщина — Лукреция Донати .

Уймитесь, не упорствуйте жестоко,

Мечты и вздохи вечные о ней,

Чтоб тихий сон не миновал очей,

Где слёз не просыхает поволока.

Эти стихи (даны в переводе Е. Солонович ) — кусочек одного из множества произведений, написанных Лоренцо в честь Лукреции. В её честь он выступал на рыцарских турнирах, а на торжествах он выходил в венке, который она сплетала для него из цветов. Он называл её богиней, сравнивал с Мадонной , но быть с ней не мог. Лоренцо встретил её, когда она уже была замужем. А он, нося фамилию Медичи, не имел ни единого шанса жениться по любви. Лукреция так и осталась главной увлечённостью Лоренцо. Она же стала тем, чего он так и не смог добиться — их роман до самого конца оставался платоническим.

Конец свиданья мне, увы, неведом,

Растаял мимолётный сон, и следом

Награда улетучилась моя.

(Перевод Р. Дубровкина)

Андреа Вероккьо, т. н. «Флора» — предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480. Фото: Commons.wikimedia.org / sailko

Жестокость Лоренцо

«Папа этот был первым, кто показал, насколько большой властью он обладает и сколько дел… можно скрыть под плащом папского авторитета». Так ещё один великий уроженец Флоренции Никколо Макиавелли писал впоследствии о Папе Римском, известном как Сикст IV . Тот стал папой в 1471 году, когда в соседней Флоренции семья Медичи ещё занималась возвращением своего влияния. Но куда важнее то, что папа принадлежал к семье делла Ровере . И возможности папского престола для решения светских вопросов (в первую очередь, во благо своей семьи) он использовал максимально. На десятом году правления Лоренцо Медичи в родном городе во Флоренции возник заговор ещё одной влиятельной местной семьи — Пацци . В него были вовлечены местные купцы, финансисты и политики. Среди заговорщиков были даже архиепископ и кардинал. Собственно, сам папа стоял за всем заговором, и об этом было известно. Формально заговорщики собирались «вернуть во Флоренцию республику». Но на деле папа планировал вручить власть и богатство Флоренции своему племяннику. Этот план не предполагал существования на земле семейства Медичи.

Каноническая открытка Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Великолепный собор, знаменитый своим бесподобным красным куполом. Именно под этот купол 26 апреля 1478 года приходит группа заговорщиков, чтобы убить Лоренцо и Джулиано Медичи. Планировалось, что во время молебна братья будут беззащитны. Два брата Медичи оказались в соборе, наполненном заговорщиками, под одеждами которых спрятаны кинжалы. Даже служивший молебен кардинал Риарио был заговорщиком — именно он был племянником Папы Римского, который должен был «возглавить» Флоренцию». Служба шла по сценарию — кардинал поднял Святые Дары. Братья Медичи встали на колени. И тогда на них набросились титулованные убийцы. Джулиано погиб сразу. Лоренцо спасла физическая форма и решительность. Он начал сопротивляться — его удалось только ранить, не ожидавшие жёсткого отпора заговорщики на время отступили. Лоренцо воспользовался этой минутой и забежал в ризницу при алтаре, спрятавшись и закрывшись в ней. Покушение провалилось.

Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото: www.globallookpress.com

Ответ Лоренцо не заставил себя ждать. Пользуясь своим влиянием в городе на все слои населения, Медичи мобилизовал все возможные силы. Большинство заговорщиков было найдено сразу же (это были известные в городе люди). С ними не стали даже разговаривать — часть была буквально растерзана сторонниками Лоренцо. Тех, кто скрылся от мгновенной расправы, ждала не лучшая участь. Лоренцо был непреклонен — участников заговора вешали на окнах Палаццо Веккьо — того самого дворца, где заседает Синьория и откуда они хотели управлять Флоренцией. Находили и вешали несколько дней. Архиепископ Пизанский , участник заговора и (таких совпадений не бывает) родственник Папы Римского, был повешен прямо в своём парадном облачении. Невзирая на угрозы и мольбы, его втащили внутрь дворца, закрепили верёвку в помещении, накинули на архиепископскую шею петлю и толкнули священника в окно. Вся Флоренция видела, как враг Медичи дёргался в петле в своей ярко-красной мантии и в тщетной попытке спасти себе жизнь даже вцепился зубами в тело висящего рядом представителя семейства Пацци.

Заговор, который должен был ликвидировать всю семью Медичи, лишь сплотил людей вокруг Лоренцо. Семьи его врагов лишали имущества и швыряли в тюрьмы. Не укрылся даже заговорщик, бежавший в Константинополь. Впоследствии его вывезли оттуда, вернули во Флоренцию и повесили точно так же — на окне Палаццо Веккьо. С момента заговора тогда прошло уже полтора года. Лоренцо был неумолим в своём мщении.

Палаццо Веккьо. Фото: www.globallookpress.com

Война Лоренцо

Папа стоял за заговором. Папа планировал убить семью Медичи. Но после мести Медичи папа не простил их. Святой престол начал полноценную войну с Лоренцо по всем направлениям. В папской области все операции банка Медичи, которые проходили, были закрыты, тамошнее имущество конфисковано. Папа мобилизовал свою армию (тогда это была серьёзная сила) и обратился за военной поддержкой к королю Неаполя Фердинанду . Жестокий и беспринципный Фердинанд поддержал папу, имея виды на флорентийское богатство. Объединённая армия вторглась во Флоренцию. Казалось, республика падёт — Лоренцо хотел помощи от Милана и Венеции, но те не стали воевать против папы. Флорентийцы проиграли ряд сражений, а Сикст IV начал действовать и по своей главной — идеологической — линии. Он отлучил от церкви сначала лично Лоренцо Медичи, затем всю Синьорию, а когда и это не сработало должным образом — вообще всю Флоренцию.

Мы уже говорили, что в детстве у Лоренцо были блестящие учителя. Его воспитывала умная, образованная итальянская аристократка. Лоренцо не был бы Великолепным, если бы не выкрутился и из этого положения. Он пошёл на переговоры напрямую с врагом — но не с папой (это было бесполезно), а с его главной военной опорой — Фердинандом Неаполитанским. Тот был насколько беспринципен, настолько же и умён. Баланс сил можно было поддержать, лишь не давая кому-то из врагов слишком усилиться. И Фердинанд передумал поддерживать всё возрастающие аппетиты Папы Римского. Более того, Лоренцо связался (или сумел внушить папе, что связался) с Францией, и она якобы благосклонно отнеслась к идее возможного союза с Флоренцией против папы. Дипломатический успех был полным — сначала из войны выходит Неаполь, а затем и папа заключает мир.

Правда, в это время умирает мать Лоренцо, и он сам пишет, что это страшное горе, так как она была и главным его вдохновителем.

Лоренцо Медичи. Фото: www.globallookpress.com

Искусство Лоренцо

Лоренцо Великолепный, сразивший внутренних и отбившийся от внешних врагов, был фактически монархом. Он полностью подчинил себе правительство, а Флоренция с удовольствием приняла его как господина. С удовольствием потому, что он был не только политиком и олигархом. По тогдашней моде, Лоренцо был покровителем искусств. Меценатами были все — от жестоких тиранов до Римских Пап. Но Медичи пошёл дальше многих. Сам будучи философом и поэтом, он покровительствовал всем искусствам. Ещё до него развившаяся в культурную столицу Италии, Флоренция при нём достигла невероятных высот. Лоренцо приглашает самых талантливых художников и скульпторов, он щедро одаривает их и раздаёт постоянные заказы, спонсирует школы искусств.

Сейчас профессию «продюсер» обрисовывают как «бизнесмен с функцией творческой оценки». Неизвестно, каким было бы искусство (и мир в целом) без творческой оценки Лоренцо Медичи. В одной из школ скульпторов он разглядел талантливого пятнадцатилетнего ученика. Он узнаёт его имя — Микеланджело ди Буанаротти — и забирает под свою непосредственную опеку. При дворе Медичи гений остаётся работать до самой смерти Лоренцо.

Скульптор Микеланджело ди Буанаротти. Фото: www.globallookpress.com

«Придворным» художником и организатором торжеств во Флоренции был знаменитый Вероккьо. Он прославился и как живописец (преимущественно по заказам, разумеется, Лоренцо), и как учитель искусств. Одному из учеников Вероккьо по имени Сандро Ботичелли молодой ещё Лоренцо на заре своего правления начинает обеспечивать серьёзные заказы — например, портрет своего брата. Слава всех художников и скульпторов, среди которых и Ботичелли, и Микеланджело, и Вероккьо, разносилась по всей Италии (читай — по сердцу Европы), превознося Флоренцию и оставляя потомкам множественные шедевры. Даже на фоне щедрости Милана, Неаполя и Рима Лоренцо выделяется настолько, что впоследствии его назовут «Крёстным отцом Ренессанса».

«Портрет Джулиано Медичи». Сандро Ботичелли. Фото: www.globallookpress.com

Из мастерской Вероккьо выходит ещё один сверхталантливый ученик и вскоре начинает получать серьёзные заказы при дворе Медичи. Редкий в ту эпоху мир в государстве и щедрые заказы позволяют ему даже основать в городе свою мастерскую, и уже вскоре весь мир узнаёт его имя — Леонардо из города Винчи.

Наследие Лоренцо

Если от своей матери Великолепный Медичи унаследовал ум и внешнюю непривлекательность, то от отца — банк, могущество и подагру. Болезнь доводит его до состояния отца, Лоренцо редко может свободно передвигаться. Как раз в это время во Флоренции набирает силу яростный проповедник Джироламо Савонарола . Медичи призывает его к себе, но два таких разных человека не могут найти общего языка. Лоренцо хитёр, честолюбив, тщеславен. Савонарола — фанатичен, он попрекает Медичи богатством, ему чужд расцвет искусства. Дипломату и правителю Лоренцо не могут понравиться и призывы Савонаролы сжигать тех, кого он считает еретиками, на кострах. Проповедник же, уверяющий (и, похоже, действительно верящий), что через него говорит сам Бог, не приемлет аргументов Медичи. Савонарола отказывает Лоренцо в отпущении грехов. Но Великолепный остаётся при своём мнении. Он помнил слова своего деда о том, что «развращённый город лучше города разрушенного, а с чётками в руках не построишь государства».

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498. Фото: Public Domain

8 апреля 1492 года, всего лишь на 44 году жизни, Лоренцо Великолепный Медичи умирает в своём загородном дворце. Уже вскоре, несмотря на старания его сына Пьеро, не унаследовавшего в полной мере талантов отца, итальянские государства снова начинают войны. Семейство Медичи изгоняется из Флоренции, их дворцы грабят. Во главе города фактически встаёт фанатичный Савонарола, уже вскоре на кострах сжигают тех, кого он считает еретиками, недуховные книги и даже музыкальные инструменты. Но даже эта чёрная полоса не затмевает значения Лоренцо. В конце концов его семья вернётся во Флоренцию и снова возглавит её. Его второй сын и племянник станут Римскими Папами, а правнучка Екатерина — королевой Франции. И наследием Лоренцо станут не фамилии на табличках, а важный этап ярчайшей эпохи цивилизации — Возрождения.

Эпохи, в которой у всего были простые прозвища. Сын Пьеро Подагрика, отец Пьеро Невезучего. Можно легко оценить, какой высоты достиг Лоренцо Медичи, чтобы в эпоху бесподобного Возрождения называться Великолепным.

МЕДИЧИ (Medici) , флорентийский род, игравший важную роль в средневековой Италии. В конце 12 в. Медичи переселились во Флоренцию из тосканского городка Муджело, разбогатели, занимаясь торговлей и ростовщичеством. Основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в 15 в. в Европе; в 1434-1737 (с перерывами в 1494-1512, 1527-30) правили Флоренцией. Главные представители: Козимо Старший Медичи, правил с 1434; Лоренцо Великолепный Медичи, правил с 1469.

Медичи правили великим герцогством Тосканским с 1569 по1737. К роду Медичи принадлежали папы Римские Лев X и Климент VII, французские королевы Екатерина Медичи и Мария Медичи, несколько кардиналов.

МЕДИЧИ (Medici) Козимо Старший (Старый) (27 сентября 1389, Флоренция - 1 августа 1464, Кареджи, округ Флоренции), купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния. Положил начало могуществу семьи Медичи, превратившей Флорентийское государство из республики в синьорию.

Активно участвовал в городских делах, снискал народное доверие и расположение большими пожертвованиями на общественные нужды и культуру, дарами и займами гражданам и государству, раздачей хлеба в голодные годы. В 1433 Козимо, стоявший во главе народной партии в оппозиции к правящей олигархии, был арестован, а затем изгнан из Флоренции. Но уже в ноябре 1434 он с триумфом возвратился во Флоренцию. С этого момента и до конца своих дней он был фактическим правителем государства, оставаясь простым гражданином, не принимая никакого титула и не меняя республиканских форм. При нем сохранялась синьория (правительство) из восьми человек, все советы коммуны, судебные инстанции, коллегии добрых мужей и гонфалоньеров компаний, однако он контролировал выборы в них, в борьбе с противниками использовал налоговую политику.

Козимо был рачительным хозяином, сам вел торговые и банковские дела своего дома, наблюдал за обработкой принадлежавших ему земельных угодий. Как государственный деятель он проявлял заботу о развитии земледелия в округе Флоренции, поощрял шелкопрядильное производство, торговлю, судоходство. Основой политического могущества Козимо было его личное состояние, позволявшее ему выступать кредитором короля Англии, герцога Бургундского, герцога Сфорца, папы и других государей Италии и Европы. Он расширил владения Флоренции, присоединив несколько соседних территорий. В период его фактического правления Флоренция не знала сколько-нибудь значительных государственных и социальных потрясений, став одним из важнейших центров международной политики.

Характерной чертой власти Козимо (и наследовавших ему Медичи) являлось широкое покровительство гуманистам и людям искусства, принесшее ему всеевропейскую славу мецената. Он собирал художественные произведения и книги, оказывал содействие Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Леону Баттиста Альберти, Кристофоро Ландино, Иоанну Аргиропулу, Марсилио Фичино и складывавшемуся вокруг него кружку гуманистов (Платоновская академия), обеспечивал заказы художнику Филиппо Липпи, архитектору Микелоцци. Посмертно был удостоен согражданами почетного титула "отец отечества".

О. Ф. Кудрявцев

МЕДИЧИ (Medici) Лоренцо Великолепный (1 января 1449, Флоренция - 8 апреля 1492, Кареджи, округа Флоренции), внук Козимо Медичи-старшего, после смерти своего отца Пьеро Подагрика в 1469 стал фактическим правителем Флорентийского государства. С именем Лоренцо Великолепного связан период наивысшего расцвета ренессансной культуры Флоренции.

В детстве воспитанием Лоренцо занималась его мать Лукреция Торнабуони, затем его наставниками были прославленные гуманисты Иоанн Аргиропул, Кристофоро Ландино, Марсилио Фичино, обучавшие его классическим языкам, философским наукам, поэзии. С ранней юности он выполнял ответственные дипломатические миссии, участвовал в государственных делах. В июле 1469 женился на Клариче Орсини, представительнице знатной римской фамилии.

Как и его дед, Лоренцо оставался частным человеком, не занимал никаких ключевых официальных должностей. Республиканский фасад Флорентийской государственности при нем мало изменился. Само прозвище Лоренцо "Великолепный" свидетельствует, что власть его покоилась в значительной мере на популярности, которую он приобрел широкими тратами из собственного и общественного карманов на роскошные постройки, произведения искусства, блестящие празднества. В его правление происходили бесконечные карнавалы, маскарады, рыцарские турниры, театральные и прочие представления. Не чуждый занятиям словесностью, автор прославивших его поэтических произведений и ученых трактатов, Лоренцо проявил себя как щедрый меценат, подобно деду, поддерживал Фичино, главу Платоновской академии, участником которой являлся и сам, поэтов Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, принимал у себя Ландино, Аргиропула, Франческо Филельфо, Бернардо Бембо, Эрмолао Барбаро, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганна Рейхлина и других знаменитых гуманистов. Его покровительством пользовались люди искусства - Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Андреа Вероккьо, Поллайуоло, Гирландайо, Джулиано да Сан Галло, юный Микеланджело. По семейной традиции, Лоренцо пополнял библиотеку (позже названную его именем - Laurentiana), приобретая для нее книги по всей Европе, собирал древние и новые скульптуры, камеи, монеты, картины.

Сохранение своей власти он обеспечивал разными путями, в частности разветвленной системой личных связей во Флоренции и за ее пределами, отработанными приемами отсеивания политических противников при выборах в органы государственного управления. В 1478 противники Медичи из влиятельных флорентийских родов Пацци и Сальвиати напали на Лоренцо и его брата Джулиано в церкви во время обедни, но убить смогли только Джулиано: народ не поддержал заговорщиков и жестоко с ними расправился.

Лоренцо обнаружил незаурядный дипломатический талант, стал одним из создателей итальянского равновесия, умело играя на противоречиях между Венецией, Миланом, Неаполитанским королевством и папой. В 1479, совершив смелый визит к своему заклятому врагу Фердинанду Неаполитанскому, он добился на выгодных условиях прекращения войны с ним и папой, что резко повысило его авторитет во Флоренции. Расширил флорентийские владения за счет присоединения крепостей Пьетросанта, Сарцана и Пьянкальдони.

Коммерческая деятельность Лоренцо была неудачной. С целью покрыть растущие расходы коммуны, в том числе на народные празднества и увеселения, он учреждал новые налоги, проводил принудительные государственные займы, прибегал к порче монеты. Народное недовольство, вызванное усилением финансового гнета, отразилось на сыне и преемнике Лоренцо - Пьеро, изгнанного флорентийцами в ноябре 1494.

О. Ф. Кудрявцев

ЕКАТЕРИНА Медичи (Catherine de Medicis) (13 апреля 1519, Флоренция - 5 января 1589, Блуа), французская королева, жена Генриха II Валуа, мать французских королей Франциска II (1559-1560), Карла IX (1560-1574), Генриха III (1574-1589) и королевы Марго (с 1589). Происходит из рода флорентийских герцогов Медичи.

В 1533 году Екатерина Медичи стала супругой французского принца Генриха Валуа, а в 1547 году супруги взошли на французский престол. С 1559 года, в период правления своих сыновей Екатерина Медичи в значительной мере определяла государственную политику, стремилась не допускать вельмож к государственному управлению. В начальный период Гугенотских войн королева-мать стремилась лавировать между враждующими сторонами. В 1570 году она настояла на заключении Сен-Жерменского мирного договора с гугенотами. Но в 1572 году, опасаясь укрепления позиций вождя гугенотов Гаспара Колиньи при королевском дворе и его влияния на Карла IX, стала одним из главных организаторов Варфоломеевской ночи.

МАРИЯ МЕДИЧИ (Marie de Medicis) (1573-1642), королева Франции, жена Генриха IV, мать Людовика XIII, в 1610-14 была регентшей. По достижении Людовиком совершеннолетия продолжала править от его имени вместе со своим фаворитом, маршалом д"Анкром. В 1617 д"Анкр был убит, Мария бежала. Она дважды пробовала поднять восстание против кардинала Ришелье, организовывала заговоры и в конце концов навсегда была вынуждена оставить Францию.

Для нее в Париже был построен Люксембургский дворец, для галерей которого Рубенсом было написано 21 полотно "Триумф Марии Медичи".

Возрождение, Флоренция, Медичи - три слова, неразрывно связанные между собой. Возрождение - время блистательного расцвета культуры, наступившее в Европе после долгих кровавых смут раннего средневековья. Флоренция - город-республика, ставшая одним из центров Возрождения. Семья Медичи - знаменитая флорентийская семья, многие члены которой были типичными людьми нового времени - талантливыми, предприимчивыми, жестокими, воодушевлёнными, как и все истинные флорентийцы, идеями свободы и преданности родине.

В XV в. Флоренция - один из самых богатых, многолюдных и прекрасных городов не только Италии, но и Европы. Её жители Барди и Перуцци стоят во главе крупнейших банков того времени, финансирующих не только купечество и разного рода предпринимателей, но и целые государства, например правительства английских королей Эдуарда II и Эдуарда III.

Шерстяными тканями, изготовленными на флорентийских фабриках, торгуют во многих городах Европы, Азии и Африки. Предприимчивое городское купечество основывает торговые центры по всему миру. Недаром Папа Бонифаций VIII с иронией говорил, что флорентийцы, как и земля, вода, воздух и огонь, являют собой основу мироздания.

В далёком прошлом остались бои горожан с ненавистными феодалами, когда мужчины клана Медичи вдохновляли сограждан криками "Palle!", "Palle!" ("Шары!", "Шары!"), забрасывая неприятелей шарами-отвесами от ткацких станков. Медичи вместе с остальными флорентийцами добились полной победы над рыцарями-дворянами, закреплённой в специальном документе, называвшемся "Установленные справедливости". Подписанный гражданами Флоренции в 1293 г., он лишил рыцарей всяких политических прав, а звание дворянина теперь присваивалось в виде наказания преступникам.

Отцы города избрали одного из Медичи, Джованни, на высшую должность в государстве - гонфалоньера справедливости. Он должен был почти единолично руководить политической и экономической жизнью города-республики. Все остальные полностью полагались на его решения и могли спокойно заниматься своими делами.

Джованни Медичи к тому времени уже был одним из самых богатых граждан, и его не очень привлекала возложенная на него должность. Его главные интересы заключались в приобретении ещё больших богатств и укреплении финансового могущества своей семьи. В 1409 г. он становится банкиром папского двора, при поддержке которого основывает филиалы своего банка в Брюгге и Лондоне.

Золото Джованни Медичи открыло путь его сыну Козимо к неограниченной политической власти во Флоренции, которую он не выпускал из рук до самой смерти и передал своим детям. Козимо был человеком образованным, тонким ценителем наук и искусств. В 1438 г. он познакомился с приехавшим во Флоренцию Гемистием Плетоном. Грек-философ был убеждённым приверженцем учения Платона, мечтал, опираясь на античную философию, создать общую для всего человечества религию. Плетон сумел приобщить к своему учению и Козимо Медичи. С тех пор с его уст не сходило имя великого мудреца древности. Он свято верил в то, что без знания учения Платона никто не может быть ни хорошим гражданином, ни хорошим христианином, и убеждал в этом всех окружающих. Почитание Платона среди образованных флорентийцев становится почти религиозным культом, соперничавшим с поклонением самому Христу. Во многих домах перед бюстом философа ставили зажжённые лампады.

Старый Козимо любил проводить тёплые весенние дни на своей вилле Кареджи. Собственноручно подстригая виноградные лозы, он слушал, как его любимец, юный Марсилио Фичино, читал ему отрывки из произведений Платона и декламировал античные оды, аккомпанируя себе на лире. Во время одного из таких чтений этот некоронованный владыка Флоренции и умер. Благодарные сограждане написали на его надгробии: "Здесь лежит Козимо Медичи, по решению государства - "отец отечества"".

Наследником Козимо стал его внук Лоренцо. И опять на вилле Кареджи, среди окружавших её дубрав, звучали стихи, музыка, велись философские беседы, в которых принимали участие внуки Козимо, Лоренцо и Джулиано, их друзья - поэты, живописцы, архитекторы, светские и духовные лица. Они называли себя "Платоновской семьёй", или участниками Платоновской Академии - вольного общества людей разных званий и имущественного положения, любивших античную культуру.

Единодушно избранный главой Академии любимец покойного Козимо Медичи, повзрослевший Марсилио Фичино называл себя "платоническим философом, богословом и медиком". Не торопясь, он перевёл на латинский язык все известные произведения Платона и других античных философов и историков.

Лоренцо, прозванному Великолепным, и его друзьям стремились подражать не только в их занятиях изящными искусствами, философией и литературой, но и перенимали у них манеру одеваться, разговаривать, вести себя в обществе. В трактате Бальдассаре Кастильоне "Придворный" перечислялись все качества образованного человека: умение хорошо драться на шпагах, изящно ездить верхом, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо изъясняться, красноречиво ораторствовать, свободно владеть любым музыкальным инструментом, всегда вести себя просто и естественно, быть до мозга костей светским и в глубине души верующим.

Лоренцо Медичи внимательно прислушивался к словам Фичино, когда разговор заходил о Боге и человеке. Фичино стал к тому времени настоятелем кафедрального собора во Флоренции, и на его проповеди собирались все люди, считающие себя благовоспитанными. Он говорил слушателям, что человек стоит на вершине творения не потому, что может постичь законы божественного созидания, но благодаря тому, что сам способен к творческому созиданию. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется в труде самого человека, который с точностью подражает Богу и соединяется в этом с ним. Человека можно назвать божественным художником.

Фичино утверждал, что человеческое могущество почти подобно божественному; то, что Бог создал в мире своей мыслью, человеческий ум замышляет в себе посредством интеллектуального акта, выражает посредством языка, изображает, созидая здания и произведения искусства.

Современник Фичино Николай Кузанский утверждал, что Бог - творчество, а человек создан по образу и подобию Божию; следовательно, и человек есть тоже творец.

Участник "Платоновской семьи" Пико делла Мирандола идёт ещё дальше. Он утверждает, что если Бог есть создатель самого себя, а человек создан по образу и подобию Божию, то и человек тоже должен создать самого себя.

Лоренцо Медичи слушал друзей, приглашал во Флоренцию выдающихся людей своего времени, поручал лучшим художникам возводить дворцы, храмы, общественные здания и украшать их фресками и картинами, по-царски одаривая творцов. Он соглашался с другом Фичино, утверждавшим, что наступил золотой век, породивший золотые умы и таланты, возродивший почти погибшие в прошлом свободные искусства - грамматику, поэзию, риторику, живопись, архитектуру и древнее пение лиры Орфея. И всё это свершилось во Флоренции.

Казалось, эти люди, рассуждавшие о божественной всеобщей любви и творчестве, не видели, что происходило вокруг них. Им хотелось, чтобы жизнь была постоянным праздником, чередой сменявших друг друга карнавалов, театральных представлений, военных смотров, на которых граждане демонстрировали свои манеры, красавиц-жён и возлюбленных, богатство, нажитое отцами и дедами.

Для одного из карнавалов Лоренцо сочинил песенку, полюбившуюся жителям Флоренции. В ней были такие слова:

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенно. Пой же, смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет,
И на завтра не надейся.

Печальное "завтра" наступило в 1478 г. Часть влиятельных флорентийцев, во главе которых встали представители враждебного Медичи дома Пацци, не желавшие примириться с возвышением и безграничной властью соперников, задумали свергнуть Медичи и захватить власть во Флоренции. 26 апреля во время торжественного богослужения в городском соборе заговорщики окружили ничего не подозревавших братьев Медичи. Джулиано упал, сражённый кинжалом убийцы. Лоренцо, раненный, укрылся в ризнице собора.

Заговорщики надеялись, что их поддержат остальные граждане Флоренции. Но этого не произошло. И тогда Медичи стали мстить: почти все заговорщики были схвачены и повешены на улицах города. Удалось бежать лишь убийце Джулиано, Бернардо Бандини - беспутному и бессовестному человеку. Через год он объявился в Константинополе, надеясь, что избежал мести Лоренцо. Тот же, узнав об этом, обратился к самому турецкому султану с просьбой о выдаче убийцы. Бандини был привезён во Флоренцию, закован в цепи и незамедлительно повешен там, где год назад висели тела его соумышленников. Отцы города приняли постановление, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо отныне рассматривалось как "оскорбление величества" и должно было караться жесточайшим образом.

Оказалось, что проповедовать всеобщую любовь легче, чем следовать этой проповеди. Во Флоренции разгорелась беспощадная политическая борьба. Казни, убийства, изгнания, погромы, пытки, поджоги и грабежи следовали друг за другом. Когда умирал какой-либо известный человек, по городу расползались слухи о его отравлении. Семейство Лоренцо не избежало подозрений в убийствах и других преступлениях, в которых обвиняли и его наследников. Например, современни-ки утверждали, что Козимо I Медичи (1519- 1574 гг.) в припадке гнева убил своего сына Гарциа, а Пьетро, сын Козимо, ударом кинжала поразил насмерть свою жену Элеонору.

Вседозволенность и безнаказанность власть имущих приводили к падению нравов остальных горо-жан. Чтобы навредить врагам, флорентийцы составляли магические зелья, вызывали демонов. Многие верили в привидения, дурной глаз, порчу и чёрных всадников, намеревавшихся погубить Флоренцию. Вместо святой воды, как положено христианам, употребляли микстуры, составленные из толчёных волос, костей и одежды умерших. Сам Марсилио Фичино, например, занимался алхимией и астрологией, составляя гороскопы для детей Лоренцо Великолепного. Кому было осуждать жителей Флоренции, если подобным образом вели себя даже высшие духовные лица - Папы?

И вот в городе появился человек, который во всеуслышание стал обличать порок. Его звали Джироламо Савонарола. Он родился в Ферраре, в семье известных врачей. Родители желали, чтобы он унаследовал семейную профессию. Но юноша захотел стать священником. В своих проповедях он утверждал, что без нравственных добродетелей как отдельный человек, так и целое общество неминуемо окажутся на краю гибели.

В 1491 г. Савонаролу избирают настоятелем кафедрального собора во Флоренции. Вот тогда о нём и услышал Лоренцо Медичи. Ему было странно видеть человека, пусть и духовного звания, посмев-шего упрекать его в деспотизме, ограблении сограждан, различных злоумышлениях. Лоренцо пы-тался приручить смелого проповедника. Он часто заходил в собор, делал богатые вклады, приглашал Савонаролу к себе во дворец. Всё было напрасно. Савонарола открыто объявлял, что нужно ожидать великих перемен, т. к. время жизни, отпущенное Лоренцо Богом, истекает и его ждут Страшный суд и геенна огненная.

К тому времени Лоренцо был на самом деле тяжело болен, и его душа жаждала покоя, отпущения грехов. Он не верил своим духовникам, зная их трусость и продажность. Лоренцо желал исповедаться перед человеком, которого стал уважать за смелость и неподкупность. Савонарола пришёл к умирающему Лоренцо, но согласился исповедовать его при определённых условиях: он должен уповать на бесконечную милость Божию, исправить последствия совершённых преступлений или завещать это сыновьям и, последнее, но главное, - возвратить флорентийскому народу свободу. Последнее условие привело Лоренцо в ярость, и Савонарола ушёл, не дав ему отпущения грехов. 8 апреля 1492 г. Лоренцо Великолепный скончался.

Его наследник Пьеро - красивый и легкомысленный человек - за короткое время своей глупостью и высокомерием добился всеобщей ненависти к себе и увеличения числа единомышленников Савонаролы. Пока Пьеро проматывал богатства дома Медичи, Савонарола упорно строил свой дом - монашескую общину. В монастыре он ввёл строгий обет нищеты, запрещавший всяческие излишества и роскошь. Монахи должны были заниматься полезным трудом. Савонарола организовал школы, где изучались изящные искусства, философия, мораль, право, Святое писание, языки - греческий, еврейский и др.

Не без его влияния 19 ноября 1494 г. Пьеро Медичи был низложен жителями Флоренции и бежал сначала в Венецию, а потом в Рим, где начал плести интриги против Савонаролы.

После бегства Медичи Савонарола предложил отцам города свою программу действий. В городе учреждается Большой совет, в котором могли принимать участие все жители по достижении 29 лет. Совет обладал всей полнотой власти, а исполнительной властью наделялся Малый совет, куда выбирали самых достойных.

Савонарола предложил провести реформу судопроизводства и всеобщую амнистию. Все эти ме-роприятия настоятель кафедрального собора проводил без принуждения и насилия, пользуясь лишь своим авторитетом и умением убеждать.

Проповедуя покаяние и моральное возрождение, он не был гонителем искусства и науки. Когда стало известно о распродаже огромной, собиравшейся не одним поколением, библиотеки дома Медичи, Савонарола сделал всё возможное для её сохранения. Он распорядился продать часть монастырских земель, сделал от своего имени крупный заём, выкупил библиотеку и открыл её для всеобщего пользования.

У Савонаролы были сильные враги, и они не бездействовали. Обвинения в ереси и различные про-вокации следовали друг за другом. По инициативе Папы Александра VI он был арестован, подвергнут пыткам, но палачи не вырвали у него отказа от прежних взглядов и дел.

23 мая 1498 г. Савонарола был повешен, а затем тело его сожжено и прах развеян. Ему было всего 45 лет. Пьеро Медичи мог торжествовать: его враг был повержен. Но Медичи не возвращались во Флоренцию до 1512 г. Слишком злую память оставили они о себе. А когда вернулись, оказалось, что ис-тория их ничему не научила. Опять они непременные участники переворотов, казней, насилия. В 1527 г. семейству Медичи снова пришлось бежать из Флоренции от возмездия сограждан. После это-го, вернувшись вновь, они стали осторожнее, старались избегать обострения отношений с флорентийцами, ещё помнившими вкус свободы.

В 1569 г. Медичи получили от Папы титул великих герцогов Тосканских. Власть их была абсо-лютной, опиравшейся на собственную, хотя и небольшую, армию.

История семьи Медичи ещё ждёт своего исследователя. Среди её членов были герои и преступники; люди, способные на высокие, благородные поступки и низкое предательство; свободные зем-лепашцы, ремесленники-горожане, купцы, финансисты, коронованные и некоронованные властите-ли, но все они были людьми своего необыкновенного времени. И каждый из них мог сказать о себе словами поэта Возрождения Франсуа Вийона:

Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя!