Точка после скобки. Исследования рынка и внутренней среды организации Точка за скобкой или перед

Придерживаясь принятых правил набора текста, вы сможете значительно улучшить внешний вид создаваемых документов, предназначенных как для печати, так и для электронной публикации.

Как вводить текст? Когда использовать неразрывные пробелы? Какой символ выбрать для обозначения тире? Ставится ли пробел перед точкой и после нее? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

    Единицы измерения отбивать от соответствующих величин неразрывным пробелом (Alt + Num 0160).

    В качестве тире («Знание — сила») использовать длинное тире (Alt + Num 0151). Длинное тире отбивается от предшествующего слова неразрывным, а от последующего слова — обычным пробелом.

    Для указания диапазонов («3-5 кг») и в качестве знака «минус» («-32º C») использовать короткое тире (Alt + Num 0150). Короткое тире в диапазонах не отбивается от предшествующей и последующей величин. Знак «минус» не отбивается от последующей величины, но отбивается от предшествующего слова обычным пробелом.

    Дефис («кое-что») набирается непосредственно на клавиатуре. Дефис является частью слова и не отбивается от предшествующих и последующих символов.

    В диапазонах единицы измерения указываются только после верхней границы: «2670-2780 мм». Дублировать единицы измерения перед тире не следует.

    Сокращения при ссылках на рисунки, таблицы, страницы и пр. при указании в середине предложения пишутся со строчной (маленькой) буквы: «Габаритные огни (см. рис. 1)». Если сокращение находится в начале предложения, оно пишется с заглавной буквы.

    Номера рисунков оформляются следующим образом: «Рис. 1. Общий вид». Точка в конце подписи не ставится. Точка также не ставится, если номер рисунка и таблицы не сопровождается подписью: «Рис. 1».

    В заголовках следует писать с прописной (большой) буквы только первое слово, как в обычных предложениях. Не следует писать с прописных букв все слова в заголовке.

    Точки не ставятся в конце заголовков (кроме сокращений).

    Точки не ставятся в конце ячеек таблиц (кроме сокращений).

    Точки не ставятся после сокращений стандартных единиц измерения (СИ): «150 м, 16 кг, 300 л». Точки также не ставятся после сокращений «млн» и «млрд» (но после «тыс.» — ставятся): «1 млн», но «23 тыс.». После сокращений единиц измерения, не являющихся стандартными, точки ставятся: «30 шт., 12 000 руб.».

    Точка после сокращения в конце предложения не дублируется: «Первый, второй и т. д.». Тем не менее, если сокращение с точкой заключено в кавычки или скобки, точка в конце предложения ставится: «Необходимо установить полный комплект (8 шт.).».

    Знаки препинания точка (.), точка с запятой (;), запятая (,), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (...) и двоеточие (:) не отбиваются от предшествующего текста, а от последующего отбиваются пробелом: «зеленый, желтый, синий».

    В качестве знака многоточия следует использовать три отдельные символа точки (при наборе текстов в Microsoft Word для этого необходимо отключить автозамену многоточия): «...». При использовании многоточия совместно с вопросительным или восклицательным знаками вначале ставятся эти знаки, а затем — две точки: «?..». Многоточие совместно с вопросительным и восклицательным знаками набирается в следующей последовательности: «?!.».

    Следует избегать сдвоенных пробелов в набираемом тексте. Чтобы контролировать использование пробелов в тексте при работе в Microsoft Word рекомендуется включить режим показа непечатаемых знаков .

    В случае если в скобки заключается целое предложение (или несколько предложений), точка в конце предложения ставится внутри скобок: «Нажмите кнопку Отмена . (Если данные были изменены, система отобразит окно с предупреждением.)». В противном случае знаки препинания (если они требуются) ставятся после закрывающей скобки: «Выберите требуемые пункты (установите соответствующие флажки).».

    Следует использовать только общепринятые сокращения.

    В числах разрядностью 5 или более знаков группы разрядов разделяются по три и отбиваются неразрывными пробелами (Alt + Num 0160): «35 000 руб.». В четырехзначных числах разделение на группы не производится: «3200 шт.».

    При наборе текста не допускается использовать смешанные регистры, например, вместо символов русского алфавита использовать аналогичные по начертанию символы латинского алфавита. Это затрудняет проверку правописания, поиск, индексирование и другие автоматизированные процедуры.

    В русскоязычных текстах для обозначения номера следует использовать знак «№» (а не «#»). Знак «№» отбивается от последующего числа неразрывным пробелом: «№ 36».

    Следует использовать только угловые кавычки: « (Alt + Num 0171) и » (Alt + Num 0187). В качестве вложенных при необходимости следует использовать кавычки вида “ (Alt + Num 0147) и ” (Alt + Num 0148): «Проект “Радуга”». Тем не менее, вложенных кавычек рекомендуется избегать.

    В качестве скобок следует использовать только круглые скобки, вне зависимости от уровня вложенности. Круглые скобки не отбиваются от заключенного в них текста и отбиваются от внешних фрагментов, за исключением знаков препинания: «Арендная плата составляет 10 000 (десять тысяч) долларов США»; «Нажмите кнопку Выход (в нижней части окна диалога), а затем подтвердите сохранение данных».

  • Буква «ё» пишется в следующих случаях:

    • когда необходимо предупредить неверное чтение и понимание слова, например: узнаём в отличие от узна ем ; всё в отличие от все ; вёдро в отличие от ведро ; совершённый (причастие) в отличие от соверше нный (прилагательное);
    • когда надо указать произношение малоизвестного слова, например: река Олёкма .
  • В остальных случаях следует использовать букву «е».


Что может быть проще знаков в конце предложения !

Еще в -- 1-м классе детки учат: ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Всё!
Однако…
Трудности возникают, когда знаки приходится сочетать . Давайте посмотрим.

Точка, ? и!

Запоминаем главное правило:

знаков подряд НЕ бывает больше трех : … !.. ?.. ?!.

Однако правило действует только при сочетании разных знаков.

Если же речь об одном — привилегия только у точки, да и то их должно быть ровно ТРИ (не две и не больше трех), и называется этот знак МНОГОТОЧИЕМ…

Многоточие не отделяется пробелом:

  • в начале предложения — от первого слова
  • в конце предложения — от последнего слова
  • внутри предложения — от слова, после которого стоит

? и! бывают только одиночными.

То есть, по правилам, даже два!! или три??? подряд — ОШИБКА!

При сочетании ? и! ставятся только в такой последовательности: ?! И никогда не наоборот.

Важно! Часто внутри предложения можно увидеть такое …, или ..,

Запоминаем: многоточие и запятая НЕ СОЧЕТАЮТСЯ .

В таких случаях просто ставим и продолжаем предложение со строчной (как после запятой).

При столкновении точки в сокращениях (и др.) с точкой в конце предложения происходит поглощение : ставится только одна точка: и т. д. и т. п.

При этом: если такое сокращение в конце предложения стоит в скобках, точка ставится и после скобки (вот так: и т. п.).

Точка, многоточие, ? и! с «кавычками» и (скобками)

Как быть, когда «сталкиваются» вышеупомянутые знаки с кавычками » или скобкой ) ?

Правила совершенно разные.

КАВЫЧКИ

Если в кавычки заключено отдельное слово или несколько слов — тут все просто. Рассмотрим только случай, когда заключается предложение целиком .

В этом случае … ! ? ставятся ВНУТРИ, а вот . всегда ПОСЛЕ кавычек. ВСЕГДА! ».

Примечание: конфигурация кавычек при этом НЕ имеет значения.

СКОБКИ

Со скобками на первый взгляд все проще. Но и тут есть очень важный нюанс.

Рассмотрим только конец предложения.

Если в скобки заключено предложение полностью — все знаки (и точка тоже!) ставятся внутри :

Девочка сосредоточенно расставляла знаки препинания. (Мальчик следил за выражением ее лица .)

Однако если в скобки заключается только часть предложения — всё меняется кардинально:

знаки ставятся после скобки .

Мальчик следил за выражением лица подруги (она расставляла знаки препинания ).

Конечно, нельзя забывать о случаях, когда, например, ? или ! относится к тому, что заключено в скобки, — понятно, что в этом случае они будут внутри скобок. Однако конечный знак, относящийся ко всему предложению, все равно должен быть. ЗА скобкой .

Ты следишь за ходом моей мысли (я ведь про знаки рассказываю !)?

Про заголовки

То, что в заголовках точка не ставится, знают почти все. Но когда заголовок состоит из двух (и более) предложений — почему-то возникают вопросы:)
Так вот: в заголовках, состоящих из нескольких предложений, точка после последнего НЕ СТАВИТСЯ! Не верите? Спросите у Мильчина с Чельцовой ...

_________________

Литература:

Школьный учебник.
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова.


_______________________________


ЗАДАНИЕ

Составьте 9 предложений:

  1. Три — с различным сочетанием знаков в конце предложения.
  2. Четыре — с различным сочетанием знаков . … ? ! с кавычками.
  3. Одно со скобками внутри предложения (заключенное в скобки должно быть в финале предложения).
  4. Одно предложение, заключенное в скобки.

Владимир, Вы задали далеко не праздный вопрос. Дело не в новой моде, а в некоторой нечёткости старых правил. Если руководствоваться справочником Д.Э. Розенталя по правописанию и стилистике, то там нет прямого и недвусмысленного указания на то, нужно ли ставить точку после закрывающих прямую речь кавычек, перед которыми стоит вопросительный или восклицательный знак. В §119 сказано следующее:

Казалось бы, в параграфе отмечено, что точка после закрывающей кавычки ставится. Однако, как мы видим, в практическом примере из Лермонтова после закрывающей кавычки точки нет. Такова же пунктуация и в других примерах, приводимых в этом параграфе.

Видимо, это и запутывает подчас издателей.

Однако в §135 изложено правило, которое позволяет трактовать ситуацию иначе:


Честно говоря, я принципиальной разницы между примером из Лермонтова и примером о лозунгах на бортах машин в плане пунктуации не вижу. Утверждения о том, что там, мол, прямая речь, а тут ― нечто другое, были бы крайне надуманны. Ведь и там, и тут ― непосредственное воспроизведение чьих-то слов (или текста).

В условиях неполной ясности правил я предпочитаю руководствоваться здравым смыслом. Точка ― пунктуационный знак, завершающий повествовательное предложение. Сравним две фразы:

(1) Она спросила меня, хочу ли я есть.
(2) Она спросила меня: «Ты хочешь есть?».

И в том и в другом случае мы имеем дело с повествовательным предложением вида Она спросила меня (о чём-то) , и логично, чтобы это предложение завершалось точкой. Вопросительный знак относится к другой фразе, вставленной в это предложение на правах цитаты, и он не должен влиять на пунктуационное завершение основной конструкции.

Резюмирую: в условиях неразберихи нужно отдать приоритет логике. Отсутствие точки в конце повествовательного предложения, включающего прямую речь или цитату, лишает предложение завершённости. Поэтому я в таких случаях рекомендовал бы точку всё же ставить, а при необходимости обосновать это ― ссылаться на §135 справочника Розенталя, тем более что и текст указаний §119 (если не считать реальной пунктуации примеров в этом параграфе) формально этому не противоречит.

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1

Пример 2

Перечни бывают:

    простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 1 и 2) и

    составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками. Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.