Этапы развития речи у детей. Шпаргалка: Специфика нарушений речевого развития у детей раннего возраста Основные этапы развития детской речи

10.04.2024 Рецепты

В грудном возрасте созревают физиологические и психологические предпосылки для говорения. На втором году малютка выучивается человеческой речи, но еще без склонений и спряжений, предлогов и союзов. Грамматически развитая устная речь развивается на третьем году, но и трехлетний ребенок делает много ошибок как морфологических, так и в словообразовании.

Можно принять, что весь младший дошкольный возраст - возраст развития грамматически правильной устной речи. Старший дошкольный возраст можно назвать возрастом социально-стандартизированной речи; в этом возрасте ребенок выучивается говорить понятно для посторонних, вежливо в том смысле, как это принято в его социальной среде, и т. п. Школьный возраст есть возраст овладения письменной речью. Это не значит, конечно, что устная речь его грамматически и социально достигла совершенства: ее еще во многом приходится довоспитывать и в отношении литературной правильности, и в отношении культурности речи. Но на первом плане все же фигурирует овладение письменной речью. Для школьника специфично, что он пишет и читает.

Из двух процессов - чтения и письма - обучение письму в гораздо меньшей степени зависит от умственного развития: после ручного труда и рисования чистописание, каллиграфия - наиболее доступный предмет для умственноотсталых детей. Препятствие к овладению писанием школьник встречает не со стороны мозга, а со стороны руки.

Самое раннее препятствие - преобладание у маленького школьника крупной мускулатуры над мелкой. Последствие этого он пишет сначала очень крупными буквами. Давать ему тетрадь со слишком узкими линейками - значит чрезмерно утомлять его еще плохо развитую мелкую мускулатуру: отсюда усталость, нелюбовь к письму, частые отрывы руки при письме, слишком медленный почерк. В школьной практике первоклассник обыкновенно начинает с букв высотой в 1 см, а во II и III классах пишет уже полусантиметровыми буквами. Занятие лепкой и рисованием содействует развитию мелкой мускулатуры кисти.

Мускулы-сгибатели, как правило, развиваются раньше мускулов-разгибателей. Когда мы пишем, как всегда, слева направо, рука стремится к разгибанию. Некоторые дети начинают с писания справа налево. В таких случаях полезно упражнять ребенка в передвижении руки (без ручки, а потом с ручкой) по тетради слева направо.

Некоторые дети на самых первых порах пишут зеркальным письмом. Особенно часто так пишут левши, только что начавшие писать правой рукой. Так пишем и мы, если нас заставляют писать в непривычных условиях, например, с закрытыми глазами писать на бумажке на лбу. Это указывает, что для данного ребенка писание - еще очень непривычный процесс. В таких случаях надо: 1) давать ребенку только списывать с образца, а не писать самостоятельно; 2) при списывании - списывать медленно, контролируя зрением каждую написанную букву.

У ребенка не гибки кончики пальцев. Особенно плохо развит у него большой палец. Поэтому ребенок своеобразно держит ручку: большой палец плохо противополагается, указательный нажимает на ручку весь, а не только кончиком, средний палец установлен неправильно. Получается угловатый почерк. Лепка деталей, рисование карандашом, плетенье, шитье и т. п. хорошо помогают развитию кончиков пальцев. Кроме того не надо начинающим детям давать писать буквы со сложными закруглениями и завитушками. В силу особенностей детской мускулатуры, когда ребенок пишет, тыльная часть руки обращена вправо, и рука лежит машинной частью на тетради, а ручка держится прямо или скошена влево. Отсюда неверный наклон букв, загрязнение тетради рукой и более быстрое утомление руки. Выход из положения: или создание особого детского пера, или упражнение мускулов, поворачивающих руку влево. Из существующих перьев для детей годятся более тупые. Точно так же необходима подходящая для детской руки ручка. Пока нет научно разработанной детской ручки, приходится руководиться тем, какой ручкой любит ребенок писать.

Обыкновенно в тетради первые строки лучше средних, а средние - лучше последних. Если тетрадь широкая, то строка к концу линейки начинает скашиваться. Такай тетрадь обязательно должна быть с полями.

Дети любят планировать свои тетради и украшать их. Грязной, плохой тетрадью дети обыкновенно тяготятся и стремятся поскорее освободиться от нее. Чрезвычайно важно с самого начала приучить детей к бережному обращению с тетрадью. Очень помогает контроль учителя за детскими тетрадями и общественный просмотр их детьми же, по возможности более частый. У детей нажим в среднем сильнее, чем у взрослых.

В общем, резюмировать недостатки почерка начинающего писать школьника можно так:

1) величина букв очень крупная;

2) наклон скорее прямой, неравномерный;

3) нажим - сильный, неравномерный;

4) строки не дописываются;

5) расстояния между буквами и словами неравномерные;

6) форма букв не всегда правильная;

7) страница с помарками, иногда с недописанными строками.

При анализе детского почерка очень важно точно указывать, в чем недостатки его. Девочки в среднем пишут несколько лучше мальчиков.

Скорость письма растет во все годы начальной школы, но особенно на первом году. В общем, скорость письма в IV классе можно признать обычной, если она равна 60 буквам в минуту при «письме на память». Такую скорость можно признать достаточной в быту. Мальчики, по некоторым данным, пишут несколько быстрее девочек. Из букв самые легкие для детей - не выходящие за строчку (а из них - овальные), а самые трудные - выходящие за строчку вниз.

Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н .

4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма . Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а .

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба ), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне , предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х . Свистящие звуки (с, з, ц ), шипящие(ш, ж, ч, щ ) и сонорные (р, л ) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне ; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л .

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда . Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

От 3 до 7 лет.

Напоминаем, что дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, и должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после , союзы что, куда, сколько . Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ , а также звук ц . Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

1 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым,
"гуление". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор
взрослого
с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, и.

4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог
ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок
прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию,
узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п , б, м, г, к, э, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет
в "ладушки".

  1. месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2
    "лепетных слова" (типа ляля,
    баба), понятных в конкретной ситуации.
  2. месяцев. Использует уже как минимум 3 «лепетных слова » , понятных в
    конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-

4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с
конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые
жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя")

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет

словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки:

с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


Знание этапов развития детской речи позволяет родителям вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и своевременно обратиться к специалисту. Чем раньше начата коррекция, тем успешнее преодолевается дефект.

От 0 до 12 месяцев

1 месяц. К концу первого месяца жизни здоровый ребёнок уже реагирует на общение взрослого с ним: перестает плакать, сосредотачивает своё внимание на взрослом.
2 месяц. Возникает улыбка при общении, в 1,5 месяца это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", а к двум месяцам — закономерная улыбка.
3 месяца. Появляется комплекс оживления при общении с взрослым, активное "гукание"(это первая стадия лепета). Подобные звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с малышом, преобладают в основном гласные звуки, а также согласные к, н, г .
4 месяца. В этот период возникает первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с близким взрослым, а к концу четвёртого месяца смех становится достаточно продолжительным. Ребенок начинает различать близких взрослых и по разному реагировать на их приближение.
5 месяцев.
Ребенок начинает реагировать на направление звука (ищет источник звука и сосредотачивает на нём своё внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: телефонный звонок, шум машины, лай собаки). "Поет", меняя интонацию своего голоса.
6 месяцев. У здорового малыша появляется первые слоги ма или ба . У ребёнка возникает начальное понимание обращенной речи, он прислушивается к голосу взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев. Ребёнок готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания, проявляет интерес к звучащим игрушкам.
8 месяцев. Малыш начинает реагировать на незнакомое лицо. В этот период один из главных показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ма-ма, да-да, ба-ба, па-па и т.п. Но ребенок пока не может соотнести произносимые слова с предметами или людьми. В речи присутствуют звуки: э, а, п, б, м, г, к .
9 месяцев. Малыш уже активно общается с окружающими с помощью жестов, с удовольствием играет в "ку-ку" и "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует для общения не меньше 1-2 "лепетных слова" (ляля, боба ), понятных только в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже три и более "лепетных слов", понятных в конкретной ситуации. В одно и тоже слово ребенок может вкладывать различный смысл, заменяя ими целые предложения ("пи" – пить, вода, кружка и т. д.).
12 месяцев. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок пользуется 8 -12 "лепетными словами", понимает наиболее часто употребляемые слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("где киса?", "дай ручку", "дай кубик"). Знает, как его зовут. Любит подражать звукам разных предметов и голосам животных. С удовольствием смеется. Понимает более 20 слов.

От 1 года до 7 лет

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 20 слов., ребенок понимает простую инструкцию без жеста, энакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает некоторые части тела, использует в речи около 50 слов.
1 год 9 месяцев. Использует фразы состоящие из двух слов ("Мама, ди!" — "Мама, иди!", "Дай ми" — "Дай мишку").
2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает все основные части тела, его словарный запас составляет 200- 400 слов, в основном существительных обозначающих хорошо знакомые предметы, а также глаголов обозначающих простые действия. Ребёнок понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди к столу и возьми книгу"), верно использует в речи местоимения я, ты, мне . К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, д, н, т, к, ф, г, х, в . Свистящие (с, з, ц ), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ ) и сонорные (р, л ) он пропускает или заменяет более простыми. Характерно неправильное произношение многих звуков (это физиологическая норма). Понимают значения пространственных предлогов ("Положи на стол" и т. д.).
2 года 6 месяцев. Использует предложения из 2 — 3 — 4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильном порядке, имеет представление о числе "один". Умеет употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов. Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто стоит, кто плывёт"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем лежит книга?").
3 года. Словарный запас быстро увеличивается, может составлять 1000–1500 слов. Нередко дети создают свои собственные правила речи, слова («полудруг»). Составляет предложения из 5 — 8 слов, существительные и глаголы может использовать в множественном числе. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под стол", "положи кубик в корзину", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда . Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее. Хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Начинает задавать вопросы о значении слов. Называет цвета, форму предметов.

4 года. Словарный запас составляет 2000 слов. В речи уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после , союзы что, куда, сколько . Появляются слова обозначающие временные и пространственные понятия. Произношение многих звуков нормализовано. Но встречаются смешения свистящих и шипящих и могут отсутствовать р и л.

5 лет. Запас слов увеличивается до 2500-3000. Ребёнок активно использует обобщающие слова ("овощи", "одежда", "животные" и т.п.), называет много предметов и явлений окружающей действительности. В предложении пользуется всеми частями речи. Все звуки речи произносятся правильно. Определяет право — лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (добрый – злой, большой — маленький). Использует в речи прошедшее, настоящее и будущее время. Умеет считать до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Появляется способность выделять звук из слова.
от 5 до 7 лет. В словаре до 4000 слов, активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (на скорую руку, ни свет ни заря и др.) Ребёнок умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Использует в речи сложные предложения, абстрактные и отвлеченные понятия.

Начинается усвоение грамматических правил изменения слов и соединения их в предложении. Таким образом в этом возрасте, развивается языковое и речевое внимание, логическое мышление, память и различные другие психологические предпосылки, необходимые для успешного обучения в школе.

Проверка слуха ребенка

Это то, что необходимо сделать в самом начале жизни ребенка. Если есть какие-либо проблемы со слухом, речь ребенка может развиваться неправильно или не развиться вообще. Ребенок, который не слышит, не может нормально общаться. Поэтому, если ваш малыш к 10 месяцам не может даже произносить слоги - покажите ребенка ЛОР врачу. Конечно, у ребенка проверяют слух при рождении, но это невозможно сделать полноценно в этом возрасте. Так что, даже если вам сказали, что при рождении у ребенка все в порядке - это не окончательная гарантия того, что проблемы со слухом не будут возникать в будущем. Иногда, например, слух может ухудшиться или вообще пропасть вследствие болезни (чаще это последствия менингита). Так что поверяйте слух своего ребенка периодически, чтобы быть уверенным, что это не станет причиной проблем с развитием речи.

Трудные периоды

Есть периоды в жизни маленького человечка, когда развитие речи может быть затруднено. Это происходит в начале второго года - ребенок увлечен ходьбой и просто «забывает» о разговоре. Быстро растущие физически дети также пренебрегают другими навыками, вроде речи. Этот период нужно просто переждать. После нескольких недель все возвращается к нормальной жизни. Главное - все это время побуждайте ребенка к разговору, чтобы он не отвык общаться.

Если ребенок упорно молчит

Некоторые дети на втором или даже третьем году жизни по-прежнему используют лишь несколько звуков и общаются в основном жестами и мимикой. Как ни пытаются родители побуждать его к разговору - ничего не выходит. Причины этого явления могут быть различны. Например:
- Если потребности ребенка удовлетворены, прежде чем они будут выражены в словах, ему просто нет необходимости говорить. Часто родители совершают ошибку, выполняя требования ребенка по первому его жесту. Вы должны дать ему понять, что он должен словами объяснить, что ему нужно. Дайте ребенку стимул для развития речи.
- Рядом с ребенком нет человека, с которым он хотел бы говорить. Например, вы на работе, а малыш оставлен на попечение бабушки, которая весь день читает или вяжет и совсем никак не общается с ребенком.
- Если родители слишком строги с ребенком и многое запрещают ему, малыш может хранить молчание, чтобы подчеркнуть свое собственное мнение. Это особенно часто касается мальчиков. Приглядитесь к своему ребенку и оцените свое обращение с ним.
- Если вы «загружаете» ребенка все новыми и новыми занятиями - он устает и замыкается в себе. Малыш должен иметь время для отдыха, игр и сна, для опыта, для свободного общения с кем ему хочется. Если стимулов к разговору слишком много - ребенок теряется, ему трудно воспринимать окружающий мир.
- Молчание может быть также реакцией на ссоры родителей, на перевод его в ясли, детский сад, на переезд, на длительное пребывание в больнице.

Закономерные этапы развития детской речи

2-3 месяца

Ребенок начинает гулить. У него появляются первые звуки, пока только гласные (ааа, эээ, ууу). Он воспринимает окружающее более осознанно, пытается выражать эмоции. Например, он может улыбаться и при этом тянуть какой-нибудь звук. Это и есть зачатки будущей речи.
Что вы можете сделать: Как можно больше говорите с вашим ребенком, общайтесь с ним, создавая диалог из жестов и мимики. Повторяйте звуки, издаваемые маленьким ребенком, чтобы поощрять его «общение» с вами.
Что вызывает опасения: Ребенок не издает вообще никаких звуков и не обращает внимания на людей, которые говорят с ним. Он не реагирует на звуки, даже самые громкие и резкие.

8-11 месяцев

Ребенок начинает произносить слоги - сначала индивидуально, а затем в строках, например, ра-ра, ма-ма. Первые слова создаются, как правило, случайно. Малыш еще не соотносит их с предметами, которые они означают.
Что вы можете сделать: Подчеркивайте важность разговора для ребенка. Стимулируйте его на разговор, хвалите его, общайтесь с ним, выговаривая четко каждое слово. Не сюсюкайте с ребенком! Он уже может соотносить слова по смыслу и он будет копировать вашу манеру разговора. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей речи ребенка. Говорите с ним, читайте ему простые стихи, пойте детские песенки.
Что вызывает опасения: Ребенок продолжает гулить. Он даже не начал лепетать, выговаривая слоги.

1 год жизни

Ребенок говорит простыми словами, выражает свои потребности и мысли. Соотносит слова с понятиями, которые они означают. Быстро учится, осваивает новые слова и использует их в речи. К концу первого года ребенок уже в состоянии произносить простые предложения, связывать их в речи. Тем не менее, малыш еще очень рад поговорить жестами, пытаясь получить что-то в качестве поощрения.
Что вы можете сделать: Читайте книги, показывайте ребенку картинки, фотографии и побуждайте его рассказать, что он видит. Пойте песни вместе - дети очень охотно учатся таким образом. Именно в песнях развивается их речевой аппарат, прививаются навыки произнесения звуков.
Что вызывает опасения: Ребенок не только не произносит никаких фраз, но даже отдельных слов. Он не выполняет простые просьбы, не понимает их смысла. Он не связывает звуки, его речь - несвязное гуление и лепет.

2-3 года

Ребенок в состоянии общаться более-менее полноценно. Он все понимает, соотносит слова с предметами, составляет фразы и предложения. Его словарный запас обогащается стремительно, он стремиться говорить как можно больше. Очень важно в это время следить, чтобы все звуки произносились правильно. Конечно, звук «р» дается с трудом и обычно дети начинают выговаривать его чуть позже.
Что вы можете сделать: Продолжайте общаться с ребенком на равных - он оценит это. Попросите его выполнять более сложные задачи, такие как, например, «принести книгу, которая лежит на столе». Можно усложнить задачу, спросив: «А где наша любимая книга?» Пусть ребенок найдет ее сам.
Что вызывает опасения: Малыш не пытается объединять слова в предложения. Продолжает использовать только простые звуки, не обогащает словарный запас.