Проективный тест я в школе. Методика оценки мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению я в школе. Нюансы выполнения проективных техник

13.04.2024 Рецепты

Интерпретация результатов. Математическая стандартизация анкеты не проводилась. Практика ее применения показывает, что на наличие у ребенка школьной тревожности указывают 5-6 и бо­лее признаков, отмеченных в колонке «да» при ответах на вопросы 1-J6. Вопрос 17 в некоторых случаях также может предоставить психологу ценную дополнительную информацию.

3. Проективные рисунки как средство диагностики школьной тревожности

Проективные рисунки как средство диагностики школьной тре­вожности очень разнообразны. Среди наиболее «диагностичных» можно перечислить такие как «Школа зверей» (Панченко С., 2000, в нашей модификации), «Я в школе» (, 1996), «Моя учительница» (, 1999а), «Я на контрольной (на экза­мене)», «После родительского собрания», «Мои одноклассники». Два первых рисунка предназначены для диагностики общей школь­ной тревожности. Остальные позволяют определить особенности отношения к потенциально стрессогенным объектам и ситуациям.

Цель методики. Проективные рисунки позволяют выявить школьную тревожность учащихся, либо общую, либо связанную с той или иной ситуацией. Так, рисунок «Моя учительница» позво­ляет определить уровень школьной тревожности в отношениях с учителем (для средней школы - с отдельным учителем или учите­лями в целом, что уточняется во время пострисуночного опроса). «Я на контрольной (экзамене)» - рисунок, в котором проявляют­ся тревоги, связанные с экзаменационно-оценочными ситуация­ми. Рисунок «После родительского собрания» иллюстрирует взаи­мосвязь школьной тревожности ребенка с внутрисемейной ситуа­цией. В рисунке «Мои одноклассники» проецируется система отношений ребенка с классом.

Возрастные ограничения. Рисуночные методики применимы для испытуемых любого возраста. Ограничения могут быть связаны только с затруднениями в понимании инструкции. Так, опыт при­менения этих методик показывает, что первоклассники не всегда понимают инструкции к методикам «Школа зверей» и «После ро­дительского собрания».

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. По завершении рисова­ния необходим пострисуночный опрос, позволяющий уточнить сюжет рисунка и отношение учащегося к его отдельным элемен­там. В 1-2-м классах пострисуночный опрос проводится в инди­видуальном режиме. Начиная с 3-го класса он может проводиться фронтально в письменной форме, при условии, что вопросы четко сформулированы. Важным условием является отсутствие учителя (учителей) в момент рисования и пострисуночного опроса, так как, согласно результатам многочисленных экспериментов, само при­сутствие педагога (или просто его портрета!) часто ограничивает учащимся свободу выбора высказывания или формы поведения.

Необходимые материалы. Для провидения диагностики необхо­дима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, старатель­ные резинки.

Инструкция. Для каждого варианта диагностики существует от­дельная инструкция.

Для рисунка «Школа зверей» автором, С. Панченко, предложе­на инструкция, включающая четко обозначенный этап визуализа­ции образа, который ляжет в основу рисунка: «Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы оказа­лись на большой солнечной лесной полянке. Послушайте, как шу­мят листья над головой, почувствуйте, как трава касается ваших ног. На полянке вы видите Школу зверей. Посмотрите вокруг. Ка­кие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются в ней ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете?.. Вы можете еще немножко побыть в Школе зверей и вернуться обратно, пока я считаю до десяти. Возьмите карандаш, бумагу и попробуйте нарисовать то, что вы увидели. Посмотрите внимательно на свой рисунок, найдите то животное, которым могли бы быть вы. Поставьте рядом с ним букву "я"».

Опыт работы с этой инструкцией показал ряд ограничений, ко­торые она накладывает на психодиагностический процесс. Во-пер­вых, некоторым детям не удается создать визуальный образ «школы зверей» или позже воплотить его в рисунке, что вызывает у них мас­су негативных эмоций и в некоторых случаях даже отказ от выпол­нения задания. Во-вторых, в тексте этой инструкции четко задают­ся отдельные параметры ее интерпретации: эмоциональный фон («солнечная полянка»), необходимые персонажи («учитель», «зве­ри, которые учатся в школе», «я»), их занятия («учатся»), что снижа­ет проективность результатов, по сути, задавая сюжет рисунка.

Нами была сформулирована и многократно апробирована ин­струкция, которая позволяет избежать жесткого структурирования сюжета рисунка: «Нарисуй(те), пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»

Инструкция к рисунку «Моя учительница»: «На этом листе бу­маги нарисуйте, пожалуйста, свою учительницу. Я знаю, что мно­гие из вас скажут, что не умеют хорошо рисовать. Это не беда. В дан­ном случае важно, чтобы вы" нарисовали вашу учительницу такой, какой вы ее видите. Все мы очень разные» (по, 1999а).

Инструкция к рисункам «Я в школе», «Я на контрольной (экза­мене)», «После родительского собрания», «Мои одноклассники»: «Нарисуй(те), пожалуйста, рисунок на тему... (название рисунка)». Если учащийся высказывает сомнение в том, что ему удастся на­рисовать хороший рисунок, необходимо пояснить, что качество рисунков оцениваться не будет. Важно отразить «авторский взгляд» на заданную тему.

В пострисуночном опросе необходимо уточнить:

□ Чем заняты сейчас персонажи рисунка?

□ Какое у них настроение?

□ Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор
рисунка? (если инструкция предполагает возможность его
наличия). Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?

Обработка результатов. Анализ полученных результатов пред­полагает качественную обработку данных. Оценивается наличие или отсутствие признаков тревожности в рисунке, на основании чего делается заключение об уровне школьной тревожности уча­щегося и целесообразности включения его в «группу риска».

Интерпретация результатов. Для интерпретации рисунков ис­пользуются следующие уровни анализа (Аллан Дж., 1998; Романо­ва Е. С, 2000, Романова Е. С, СытькоТ И., 1996):

1) формально-графический;

2) цветовой;

3) уровень общепринятых интерпретаций;

4) уровень интегрированное™ рисунка;

5) символический;

6) сюжетный.

Самые обобщенные признаки, указывающие на проявление школьной тревожности (как общей, так и ситуативно-специфич­ной), представлены в табл.

Рисунки «Школа зверей» и «Я в школе», помимо указанных це­лей, могут использоваться также для комплексной диагностики уровня школьной адаптации учащихся (смотри дополнительные оценочные шкалы).

Качественная обработка результатов диагностики школьной тревожности с помощью проективных рисунков

Оценочные шкалы

Критерии оценки

Общая школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим. Изображение очевидно неприятных ситуаций. Многократные стирания

Тревога в отношениях с учителями

Отсутствие фигуры учителя. Акцентирование фигуры учителя (размер, цвет), тщательная прорисовка ее элементов. Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с учителем. Отделение собственного изображения от учителя линиями и другими «барьерами». Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учителя

Тревога в отношениях с одноклассниками

Отсутствие изображений одноклассников.

Отделение собственного изображения от одноклассников линиями и другими «барьерами».

Акцентирование изображений одноклассников, тщательная прорисовка их элементов.

Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с одноклассниками

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении одноклассников

Эмоциональный фон отношения к школе (негативный)

Негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка. Дисгармоничная цветовая гамма. Нарушение целостности изображения

Самооценочная школьная тревожность

Штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания при изображении учеников. Маленький размер фигур учеников (по сравнению с учителем). Маленький размер собственного изображения (по сравнению с одноклассниками). Изображение ситуаций «негативного оценивания»

Дополнительные оценочные шкалы для интерпретации проективных рисунков «Я в школе» и «Школа зверей»

Оценочные шкалы и критерии оценки

Оценочные шкалы

Критерии оценки

«Общая энергия» (недостаточная)

Недостаточное количество элементов на рисунке (по сравнению с рисунками сверстников).

Отсутствие детализации, схематичность изображения

Идентификация со школой (нарушение)

Отсутствие на рисунке персонажа, который мог бы быть идентифицирован как «Я».

Сомнения в наличии такого персонажа

Школьная мотивация

Изображен учебный процесс и его атрибуты (парты, доска, ученики, учитель и т. д.)

Изображено внеурочное взаимодействие учащихся

Изображен процесс игры (самостоятельной или с одноклассниками)

неопределен­ная

Нет признаков, которые позволили бы определить тип школьной мотивации

* В таблице приведено максимальное количество баллов, которое может на­числяться по каждой шкале В зависимости от выраженности признаков той или иной шкалы, количество присвоенных баллов может колебаться от нуля до мак­симально возможного показателя

4. Метод незаконченных предложений

Метод незаконченных предложений позволяет выявить основ­ные компоненты образовательной среды, которые вызывают тревож­ность у испытуемого. Он представляет собой опосредованный ме­тод установления семантических связей (Петренко В Ф., 1988), по­зволяющий в свободной форме выявить основные представления испытуемого о заданном предмете (в нашем случае - о компонен­тах образовательной среды) и эмоциональные отношения к нему.

Цель методики. Методика позволяет выявить особенности эмо­ционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды.

Возрастные ограничения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как ин­дивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степе­ни навыками письма, методика проводится только в индивидуаль­ном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагно­стики

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит ин­струкцию и задания - предложения, которые испытуемому необ­ходимо закончить В нем также указываются фамилия и имя уча­щегося, его возраст и дата диагностики Для индивидуальной (уст­ной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребенка (возможно использование диктофона).

Инструкция.

Ÿ Для устной формы диагностики. «Сейчас мы будем играть в такую игру, я называю начало предложения, а ты придумы­ваешь, чем оно заканчивается».

Ÿ Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуй­ста, следующие предложения В этом задании нет "правиль­ных" и "неправильных" ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».

Текст методики. Незаконченные предложения могут быть мо­дифицированы для конкретных диагностических целей. В нашей работе мы используем приведенную ниже модификацию.

1. Когда я иду в школу...

2. На контрольной...

3. Наверно, на экзамене...

4. Когда я отвечаю у доски...

5. Если я получу «двойку»...

8. Когда я жду родителей с родительского собрания...

9. Когда я думаю о школе...

Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей при выполнении задания «Незаконченные предложения»

Предложение

«Благополучные ответы»

«Неблагополучные ответы»

1. Когда я иду в школу...

…каждый день. …я иду учиться

Меня все бесит

Не хочу туда идти

2. На контрольной...

Все решают задания.

Я всегда получаю «четверку» или «пятерку», потому что готовлюсь

Люди чувствуют себя дураками.

Даже если что-то знаю, сразу забываю

3. Наверно, на экзамене...

Все будет нормально.

Ничего особенного не случится

Я с треском провалюсь.

Люди могут умереть от страха

4. Когда я отвечаю у доски...

Мне потом ставят оценку. ... всегда сам прошусь

Все надо мной смеются

Неприятно, как в цирке

5. Если я получу «двойку»...

Потом исправлю.

Ну и что?

Мне обидно, потому что я стараюсь.

Меня будут ругать родители и не отпустят гулять

6. Когда учитель задает вопрос, я...

Отвечаю.

Почти на каждом уроке

Хочется залезть под парту.

Не люблю отвечать на уроке

7. Когда после каникул я встречаюсь с одноклассниками...

Классно!

А я с ними вижусь и на каникулах

Думаю: «Ну и уроды!»

Я их давно не люблю

8. Когда я жду родителей с родительского собрания..

Я готовлю ужин

Смотрю видик

Волнуюсь.

Ожидаю порки

9. Когда я думаю о школе...

Каждое утро.

Для школьника это нормально

Хочется скорее ее окончить.

Меня это бесит!

Обработка результатов. При обработке результатов оценивает­ся «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмо­ционально благополучным» ответам относятся те, которые указы­вают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в не­законченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицатель­ных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагопо­лучные»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожности вы­числяется по «неблагополучным» ответам ребенка. Точные коли­чественные критерии оценки проективного метода привести до­вольно сложно, но наш опыт показывает, что тревожные дети дают 6 и более «неблагополучных» ответов.

Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики, можно получить интересный материал, касающийся специфики школьной тревожности каждого конкретного ребенка. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ре­бенком или в процессе групповой работы с детьми.

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рас­сматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики («отказы»). «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит (, 1983) или как сознательное стремление испытуемого к защите личност­ных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные эле­менты психологических защит).

5. Цвето-ассоциативная методика

Цвето-ассоциативная методика (, 1998) представляет собой модифицированный вариант известного Цветового теста отношений и относится к группе психосеманти­ческих методов психологической диагностики. Основной методи­ческий прием, используемый в данной методике, - это проециро­вание множества объектов на некий алфавит индексов. В данном случае в качестве такого алфавита индексов используются цвето­вые карточки из ранжировочного теста М. Люшера.

Цель методики. Методика позволяет изучить эмоционально-оценочное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни.

Возрастные ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Возможно проведение исследования как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе исследования ученикам предлагается определить, с каким из восьми цветов ас­социируется названное экспериментатором понятие (в зависимо­сти от цели исследования список понятий может включать в себя перечень школьных предметов, фамилии работающих в классе учи­телей или же одноклассников), и поставить номер цвета в соответ­ствующий квадратик на стандартном бланке рядом с названием оцениваемого объекта. Все понятия зачитываются эксперимента­тором вслух. В конце учеников просят проранжировать цветовые карточки в порядке предпочтения, от наиболее приятного к наи­более неприятному, и расставить в соответствии со своими инди­видуальными предпочтениями номера цветов в специально отве­денной для этой процедуры части бланка.

Необходимые материалы. Для проведения тестирования необ­ходимы опросный бланк и цветовые карточки теста Люшера. При групповом варианте психодиагностики удобно разместить все во­семь карточек на одном листе формата А 4.

Инструкция 1 (дается перед началом основной эксперименталь­ной процедуры). «Все в нашем мире имеет свой цвет. Как вы дума­ете, какого цвета Баба-Яга? А Змей Горыныч? Звук "а"? Посмотри­те, пожалуйста, на доску. Вы видите там восемь цветных карточек. Каждый цвет обозначен своим номером: синий - № 1, зеленый - № 2, красный (оранжевый) - № 3, желтый - № 4, малиновый (фи­олетовый) - № 5, коричневый - № 6, черный - № 7, серый - № 8. Перед вами лежит бланк, на нем перечислены фамилии ва­ших одноклассников. Подумайте, с каким цветом у вас ассоцииру­ется каждый из них, и занесите номер цвета в ячейку напротив каж­дой фамилии. Работайте, пожалуйста, очень внимательно, никого не пропускайте».

Инструкция 2 (дается после окончания цвето-ассоциативной процедуры). «Из восьми цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец таблицы в нижней части бланка. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занесите во второй столбец. Далее расположите номера всех цветов в порядке от самого приятного до самого не­приятного».

Стимульный материал. Ниже мы приводим образец бланка для проведения Цвето-ассоциативной методики. Еще раз напомина­ем, что перечень понятий составляется психологом индивидуаль­но, в зависимости от того, выяснение отношения к какому именно компоненту образовательной среды представляется наиболее ак­туальным.

Дата ________________

Класс________________

Имя, фамилия_________

Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется каждый учеб­ный предмет, и занесите номер цвета в ячейку напротив его назва­ния. Работайте очень внимательно, ничего не пропускайте.

Цвета: 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - оранжевый, 4 - желтый,

5 - малиновый, 6 - коричневый, 7 - черный, 8 - серый.

Алгебра Химия История

Геометрия Физика География

Русский язык Англ. язык ОБЖ

Литература Физкультура ОИВТ

Биология Черчение История города

Из восьми приведенных выше цветов выберите тот, который вам больше всего нравится. Его номер занесите в первый столбец. Из оставшихся цветов выберите самый приятный и его номер занеси­те во второй столбец. И далее расположите все цвета в порядке от самого приятного до самого неприятного, их номера последователь­но занесите в таблицу.

Обработка и интерпретация результатов. Сразу хочется огово­риться, что из всего многообразия вариантов обработки данных методики ЦАМ мы обозначим лишь некоторые, наиболее тесно связанные

  • Научный руководитель:
  • Роанова В.А.
  • Тип: Специалист
  • Организация, в которой проходила защита:
  • Год защиты: 2012
  • Аннотация: Цель исследования: анализ диагностической и прогностической ценности проективной методики «Рисунок «Я в школе»». Основные выводы по результатам работы: 1.Рисунок «Я в школе» занимает особое, уникальное место в ряду инструментов диагностики мотивационной готовности к школе, поскольку отражает эмоциональное переживание школьной ситуации, что имеет ключевое значение для прогноза успешной адаптации. 2.Рисунок «Я в школе» обладает прогностической ценностью при выявлении зон риска возникновения школьной дезадаптации. 3.Школьная жизнь вызывает тревогу как у детей, которые дополнительно готовятся к школе, так и у детей без подготовки. Если тревожные переживания появились до поступления в первый класс, они не исчезают, а перерастают в тревогу, связанную со школьной жизнью. 4.Посещение «нулевого» класса оказывает положительное влияние на формирование представлений ребенка о школе, но не снижает тревогу, связанную с поступлением в первый класс. 5. Опыт обучения в школе старших сиблингов может оказывать негативное влияние на желание ребенка идти в школу.
Цель

Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция

«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Приведем примерную схему анализа и оценки рисунков:

1. Несоответствие теме указывает на:

А) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

Б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

В) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:

А) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

Б) ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

В) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.). Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция

На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем - какой ты сейчас, затем - каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)

Обработка результатов

В таблицу заносятся пять психологических характеристик:

Чувство самоценности, высота самооценки (Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».

Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».

Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».

Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируются все рисунки.

Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анализируются все рисунки.

:

Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» - 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см. следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Таблица 6

(при наличии одного признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Схема анализа может быть использована только в случае сформированное™ у ребенка изобразительных навыков.

Еще по теме Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой):

  1. Я считаю, что рожать детей - большая ответс­твенность. Это даже можно назвать пожизнен­ным договором. Когда я думаю, что могу причи­нить им страдания, мне становится плохо. Что мне нужно сделать, чтобы думать по-другому?
  2. Мне трудно принять мысль, что мы выбираем сво­их родителей. Я прочитал об этом в вашей первой книге и должен вам признаться, что до сих пор не могу этого понять. Я - приемный ребенок, и мне всегда хочется увидеть мою настоящую мать. За­чем я выбрал мать, которая решила бросить меня?

Проективная методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:


  1. цветовая гамма

  2. линия и характер рисунка

  3. сюжет рисунка
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:


  • 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

  • 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

  • 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
2. Линия и характер рисунка:

  • 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

  • 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

  • 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
3. Сюжет рисунка:

  • 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

  • 1 балл – обе характеристики присутствуют.

  • 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Анализ результатов

  • 6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

  • 4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

  • 1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Приложение 5
Памятка «Несколько правил для родителей»

Правило 1 : Не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 2 : Рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

Правило 3 : Следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило 4 : Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило5 : Каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но, ни в коем случае, не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6 : Все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7 : Родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

Советы родителям первоклассников

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником.

- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.

- Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

- Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.

- Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.

- Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.

- Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.

- Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Литература для педагогов

1. Агафонова И.Н.. Программа социально-психологического обучения детей 6-10 лет «Я и Мы».- СПб, 2001.

2. Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья. Психология развития. - М., 2000.

3. Гарднер Р.А.Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении - СПб, «Калиста»,2004.

4 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2000.

5. Макарова Е. Преодолеть страх или Искусство Терапия. - М., «Школа-Пресс»,1996.

6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. - М., 2005.

7. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Автор-составитель М.А.Павлова. - Волгоград, 2009.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 части. - М., «Генезис», 1998.

9. Фопель К.Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., «Генезис», 2010.

10. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М.,2005.
Литература для родителей

1. Гарднер Р.А.Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. - СПб, «Калиста»,2004.

2. Макарова Е. Преодолеть страх или Искусство Терапия. - М., «Школа-Пресс»,1996.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 1-4 части. - М., «Генезис», 1998.

4. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. - М., «Генезис», 2010.
Литература для детей
1. Гарднер Р.А. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении. - СПб, «Калиста»,2004

^ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. «Давайте познакомимся!»

Цель: Познакомить детей с особенностей проведения психологических занятий.

Задачи:

1. создание положительного эмоционального настроя в группе;

2. учить называть свое имя и имена других участников группы;

3. развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Материалы: кукла Незнайка, игрушки по количеству детей, мягкий мячик. Бумага, карандаши, мелки, фломастеры.

^ Ход занятия:

Приветствие.

Раздается стук в дверь. Психолог спрашивает у детей: «Что за шум за дверью? Кто там стучится? Давайте посмотрим».

Открывает дверь и вносит куклу Незнайку с воздушными шарами и корзинкой с игрушками в руках.

Незнайка: «Ох! Еле приземлился! Здравствуйте, ребята! Это школа?».

Да! А тебя как зовут?

Незнайка!

А ребята тоже хотят с тобой познакомиться!

Незнайка подходит к каждому ребенку, протягивает руку и называет свое имя, дети жмут его ладошку и называют свое имя.

Незнайка хочет с вами поиграть!

^ Игра «Назови по имени».

Ход игры. Я вместе с Незнайкой буду кидать мячик одному из вас, и называть по имени того, кому кидаю. Потом этот мальчик или девочка кидают мячик тому, кому хотят и называют его по имени.

Стараться, чтобы мячик побывал у каждого из детей.

^ Игра «Паровоз».

Ход игры. Психолог вместе с Незнайкой встает и начинает двигаться по кругу перед детьми. Поравнявшись с одним ребенком, называет его по имени, тот встает и прицепляется к паровозику. Игра продолжается, пока не будут названы все дети.

Незнайка, а что ты принес в корзинке?

Ой, я и забыл, у меня ведь там игрушки, чтобы с вами поиграть. Я буду доставать игрушку, а вы назовите, что это такое. Психолог вместе с Незнайкой достает игрушку, ребята называют. Игрушки выкладываются на стол.

^ Проводится игровое упражнение «Узнай, что изменилось?»

Арттерапевтическое упражнение «Рисуем своё имя».

Если ребёнок ещё не умеет писать, педагог помогает написать, ребёнок украшает буквы и условными знаками изображает то, чем любит заниматься. Показываем рисунок Незнайке, громко называет каждый ребёнок своё имя.

Незнайке у нас очень понравилось. Давайте попрощаемся и пригласим его к нам на следующее занятие.

Дети прощаются. Те, кто захочет, обнимают Незнайку и прощаются с ним.
^ Занятие 2. «Давайте жить дружно!!!» (введение в психологию)

Цель: Познакомить детей с особенностями науки психологии.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: психика, душа, чувства, эмоции.

  2. Учить слушать и слышать друг друга во время занятия.


Материалы к занятию:

  1. Презентация «Давайте жить дружно».


  2. Картинки с изображением животных для раскрашивания.

  3. Мячик.
Ход занятия:

  1. «Песня о доброте» группа Барбарики. Демонстрация слайдов.


  2. Вступительная беседа. Что такое психология, психика, чувства, эмоции. Помощь психолога детям и взрослым в сложных ситуациях.

  3. Упражнение «Зоопарк». Выбрать на слайде понравившееся животное, с помощью выразительных движений изобразить его, не называя вслух. Дети догадываются, кого изображал ведущий.

  4. Беседа: «Что значит, научиться управлять собой, своими чувствами и эмоциями?» Рассматривание слайдов. Управляем своими эмоциями, как дрессировщик в цирке животными. Упражнение «Кто умеет управлять своими эмоциями?» На слайде фотографии детей, которые учатся в школе. Они испытывают определенные чувства. Если ребенок справляется со своими эмоциями, хлопаем в ладоши, а если не справляется, топаем ногами. На следующем слайде проверка работы.

  5. Упражнение «Передаем эмоции голосом». Необходимо передать различные эмоциональные состояния, произнося слова «Алле – Оп!!! Ап!»

  6. Игра «Узнай по голосу». Водящий берет в руки мячик, отворачивается. Педагог, молча, указывает на любого участника группы, он должен вежливо попросит мяч у водящего, называя его по имени. Задача водящего, узнать, кто его позвал. Игра продолжается, пока водящими не побывали все члены группы.

  7. Упражнение «Догадайся, кто? Разукрась!».
На слайде линиями изображены животные, дети их узнают, выбирают себе лист с раскраской и раскрашивают. Можно предложить закончить дома (в зависимости от скорости выполнения задания). Звучит песня о дружбе группы Барбарики.

  1. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?
Занятие 3. «Мимика!!!» (Страна эмоций)

Цель:

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: мимика, чувства, эмоции.

  2. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица чувства другого.

  3. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  4. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
Материалы к занятию:

  1. Презентация «Мимика».

  2. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  3. Картинки с изображением сказочных героев для раскрашивания.

  4. Мячик.

Ход занятия:


  1. «Песенка крошки енота» из мультфильма. Демонстрация слайдов. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

  2. Упражнение «Остров радости». – Предложить детям назвать, кого они видят на слайде, что они испытывают (игра с мячом).

  3. Вступительная беседа. Что такое мимика, чувства, эмоции. Почему люди, изображенные на картинке, улыбаются? Что они чувствуют?

  4. Упражнение «Чему могут радоваться люди?». Игра с мячом. Передаем мяч, называем причину радости, передаем соседу, тот повторяет слова предыдущего и добавляет свое. Демонстрация слайда с изображением радующихся людей.

  5. Упражнение. «Зоопарк». Выбрать на слайде понравившееся животное, изобразить его чувство с помощью мимики и выразительных движений, не называя вслух. Дети догадываются, кого изображал ведущий.

  6. Упражнение «Передаем радость голосом». Необходимо передать радостное эмоциональные состояния, произнося слова «^ УРА!!! ВОТ ЗДОРОВО!!! КАК КРАСИВО!!! ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО!!! »

  7. Упражнение «Кабы не было зимы, были б все в печали!» Детям предлагается назвать дела, которые могут принести радость зимой, весной, летом, осенью.

  8. Упражнение «Спасибо за счастье!» Открывается слайд, дети называют того, кому они могут сказать спасибо за счастье.

  9. Упражнение «Разукрась!».
Дети узнают героев сказок, изображенных на картинках, выбирают себе лист с раскраской, рассказывают, чему радуется герой, и раскрашивают. Можно предложить закончить дома (в зависимости от скорости выполнения задания). Звучит песня «Облака – белогривые лошадки».

  1. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?
Занятие 4. «Радость»

Цель: Познакомить детей с особенностями эмоций и чувств человека.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: чувства, эмоции, радость, жесты, движения.


  2. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  3. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
Материалы к занятию:

  1. Презентация «Радость».



  2. Мячик.

Ход занятия:


  1. «Чунга Чанго» из мультфильма. Демонстрация слайдов. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

  2. Упражнение «Жесты и движения». – Предложить детям назвать, кого они видят на слайде, что они испытывают (игра с мячом). Какое чувство испытывают герои? Как вы догадались?

  3. Вступительная беседа. Что такое жесты, чувства, эмоции. Почему люди, изображенные на картинке, так двигаются? Что они чувствуют?

  4. Упражнение «Догадайся, что произошло?». Игра с мячом. Демонстрация слайда с изображением радующихся людей.

  5. Упражнение «Скульптор». Необходимо передать радостное эмоциональные состояния с помощью скульптуры. Детям предлагается разделиться на пары, вытащить карточку с изображением героя, изображают скульптуру своего героя.

  6. Задание на карточках.

  7. Рисунок «Что меня радует?»

  8. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?

Занятие 5. «Радость, как ее доставить другому человеку?»

Цель: Познакомить детей с особенностями эмоций и чувств человека.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: сочувствие, поддержка.

  2. Учить с помощью мимики, жестов отражать свое чувство радости, понимать по выражению лица и движениям чувства другого.

  3. Учить работать в паре, договариваться друг с другом.

  4. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  5. Формировать доверительное отношение к педагогу-психологу.
Материалы к занятию:

  1. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, листы бумаги.

  2. Карточки с изображением радостных героев.

  3. Мячик, игрушка Незнайка.

Ход занятия:


  1. «Песня о дружбе» группы Барбарики. Подвижная игра – жестами изображаем слова песни.

  2. Вступительная беседа «Что вас порадовало на этой неделе? Что хорошего, радостного произошло на этой неделе?»

  3. Изобразите с помощью мимики и жестов радостное событие, произошедшее с вами. Работа в парах. Дети выбирают любое событие и вдвоём изображают событие. Участники группы стараются угадать, что показывали водящие.

  4. Упражнение «Чем я могу порадовать родных?». Игра с мячом. Передавая мяч, ребёнок повторяет слова предыдущего и добавляет своё.

  5. Упражнение «Маленький серенький котёночек». Выбирается водящий – маленький котёночек. Он грустит. Задача играющих предложить котёночку что-либо, чтобы он обрадовался. Игра продолжается столько раз, сколько детей на занятии, чтобы каждый ребёнок получил эмоциональное «поглаживание».

  6. Рисунок «Чем я могу порадовать родных?»

  7. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?
Занятие 6. «Страх»

Цель: Познакомить детей с особенностями чувства страха.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: чувства, эмоции, страх. Понимать, что страх могут испытывать разные люди.

  2. Учить выражать с помощью мимики и жестов различные чувства.

  3. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.

  4. Формировать доверительное отношение к сверстникам.
Материалы к занятию:

  1. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  2. Страшные игрушки.

  3. Карточки с заданиями.

  4. Мячик.
Ход занятия:

  1. Упражнение «Ласковое имя». – Предложить детям назвать, как их ласково называют дома (игра с мячом).

  2. Вступительная беседа. Какие чувства вы знаете? Игра: «Зайка обрадовался, зайка испугался».

  3. Работа с карточками Эмоций. Испуг и страх.

  4. Игра «Чего боятся люди».
Игра проводится по правилам игры «Снежный ком». Первый ребенок называет, чего могут бояться люди, второй повторяет и добавляет что-то своё (игра по кругу).

  1. Упражнение «Выбери страшную игрушку». Необходимо выбрать игрушку, сказать, чем она пугает. «Испугались – рассмеялись».

  2. Игра «Скульптор». Работа в парах. Один играющий – скульптор, другой – его произведение. Вытащить карточку с изображённым человеком или животным, «вылепить» мимику и позу героя. Остальные ребята узнают, кто получился и какое чувство он испытывает.

  3. Рисунок «Чего боятся люди».

  4. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что понравилось?

Занятие 7. «Как справиться со страхом»

Цель: Познакомить детей со способами преодоления тревоги и страхов.

Задачи:


  1. Познакомить детей с психологическими терминами: тревожность, страхи, психологическая помощь.

  2. Учить детей открыто сообщать близким людям о своих переживаниях, использовать для решения проблемных ситуаций социально приемлемые способы поведения: говорю с мамой, советуюсь с другом, рисую, думаю о чем-то хорошем.

  3. Учить, с помощью мимики, отражать свое чувство страха, понимать по выражению лица чувства другого.

  4. Развивать умение играть в психологические игры и высказывать свое мнение об игре.
Материалы к занятию:

  1. Листы бумаги.

  2. Цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  3. Мячик.

  4. Плакаты «Как я справляюсь со своей тревогой».
Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Упражнение «Чего я боюсь». – Предложить детям назвать, кого или чего они боятся, вспомнить ситуации, когда это происходило.

  3. Работа с карточками «Кто чего испугался?» Предложить детям рассмотреть карточки с испуганными людьми или животными. Предложить ответить на вопросы: Что произошло? Какое чувство испытывает герой? Как ему помочь? Убрать эти страхи в «Мешок страхов».

  4. Упражнение «Что поможет прогнать страх?». Игра с мячом. Передаем мяч, называем способы помощи в ситуации тревоги и страха, передаем соседу, тот повторяет слова предыдущего и добавляет свое.

  5. Упражнение. Работа с плакатом «Как я справляюсь со своей тревогой». Рассмотреть различные способы поведения в состоянии тревоги и страха.

  6. Рисование «Ромашка помощи в ситуации тревоги и страха». Предложить детям нарисовать ромашку, на лепестках цветка предложить нарисовать или написать способы помощи в ситуации страха и тревоги. Ромашку дети забирают домой.

  7. Подведение итогов.
- Что на занятии запомнилось?

Что посоветуете своему другу, если он чего-то боится?

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: "Здесь на листе бумаги нарисуй школу".
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла - в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл - в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов - рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2) Линия и характер рисунка:
2 балла - объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет "разрывов" контура.
1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов - объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3) Сюжет рисунка:
2 балла - симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и "процесса учения"; время года - весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
1 балл - обе характеристики присутствуют.
0 баллов - ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года - осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов
6-5 баллов - у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла - у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов - у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.